«Голгофа» Джона Майкла Макдонах: семь дней последнего праведника на Земле

Наверное, говорить о церкви и вере в наше время только и можно так, как это сделал Джон Майкл Макдонах в фильме «Голгофа». Это черная трагикомедия с наличием вульгарной брани, маниакальных фриков и насилия.

В отличие от своего младшего брата Мартина («Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов»), Джон Майкл снимает только свою историческую родину и Брэндона Глисона на её фоне. После дебютного «Однажды в Ирландии», к слову, самого успешного независимого проекта одноименной страны, он переносит свое внимание с вопросов патриотизма к вопросам веры, человечности и честности.

Режиссёр сумел вместить в свой фильм чудаков всех мастей, среди которых Дилан Моран в непривычном образе богача-филантропа, Эйдан Гиллен («Игра престолов») в роли циничного врача, который тушит сигареты об органы, и >Крис О’Дауд («Компьютерщики»), взявший в руки топор мясника. Галерею характеров пополняют мазохистка, спящая с автомехаником из Кот-д’Ивуара, полицейский гомосексуалист и его весельчак-жиголо, а также молодой официант, который от не выплеснутой сексуальной энергии намерен податься либо в армию, либо на тот свет.

По другую сторону баррикад – бородатый священник Брэндон Глисон, его суицидальная дочь, француженка, потерявшая мужа в автокатастрофе по вине пьяных подростков и старик-писатель, единственный товарищ главного героя.

Редкий фильм может похвастаться столь яркой завязкой – пришедший на исповедь человек обещает убить святого отца через неделю. Причина ненависти к священникам зародилась у парня ещё в детстве, когда ныне уже покойный служитель церкви изнасиловал его.

«Нет никакого смысла в том, чтобы убить плохого священника. А вот хорошего, да, вот это был бы шок. Убить священника в воскресенье – хороший будет фокус», – считает жертва насилия.

Однако и священник Глисона не простой персонаж. Бывший алкоголик, который, потеряв жену, отправился в глухомань обретать покой, слишком умный и взвешенный для своего сана и окружения. Он не всегда может найти ответы на насмешливые вопросы своих прихожан, но в то же время никогда не отказывает в помощи нуждающимся, с честью неся свой крест. Мыслей о  том, чтобы отклониться от навязанной судьбы и не взойти на личную Голгофу у Глисона не возникает. Он всю неделю продолжает служить своей пастве и в назначенный день приходит на место казни, надеясь спасти еще одну заблудшую душу.

Вряд ли фильм Макдонаха, отмеченный призом христианского жюри Берлинского фестиваля, можно считать высказыванием за или против церкви. Ведь он вовсе не о религии, а о человеколюбии. А то, что тут воплощением этого качества оказался священник, скорее совпадение. «Голгофа» – один из самых остроумных и небанальных проектов этого года, игнорирование которого граничит с преступлением.

Фото: www.pravmir.ru

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Никита Богданов