Головне

Парламентские выборы побили все рекорды по затратности

5878Самая короткая за всю историю политических выборов (всего полтора месяца) избирательная кампания 2014 года оказалась рекордно дорогой в плане затрат на политическую рекламу.

Парламентские выборы проходят в непростых для страны условиях, за год украинцы пережили революцию, выборы Президента, оккупацию территорий, Украина оказалась в состоянии необъявленной войны с Россией, однако это не повлияло на избирательный процесс.

Казалось бы, Майдан показал, что стране срочно необходимы изменения, в том числе и в методах воздействия на избирателей. Тем не менее, наблюдаем стандартный набор избирательной кампании: тысячи бигбордов на улицах городов с шаблонными слоганами, телевизионные ролики с обещаниями изменить страну, палатки с агитаторами.

Как заявляет глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко, по минимальным оценкам, за полтора месяца предвыборной гонки претенденты на депутатские кресла израсходовали на агитационные цели 600 млн грн. Четыре месяца выборов-2012 в целом обошлись кандидатам дороже — в 1 млрд грн. Но по интенсивности та кампания проигрывает нынешней — недельные затраты на рекламу три года назад составляли 62 млн грн, а теперь — 100 млн грн. И если бы выборы 2014‑го растянулись на четыре месяца, они затмили бы прошлую кампанию — их общий бюджет составил бы 1,8 млрд грн.

Причины такого расцвета предвыборной агитации заключаются в том, что новые (только по названию) партии стремятся за короткий срок увеличить свою узнаваемость, обеспечив таким образом высокий процент голосов.

Основная доля затрат партий приходится на билборды, рекламу на телевидении и джинсу.

В обычный период избирательной кампании каждая крупная партия свою политагитацию размещает на 600–1,6 тыс. рекламных плоскостей по всей стране. Блок Петра Порошенко – 1,5 тыс. носителей, Радикальная Партия Олега Ляшко – 1 тыс. носителей, Гражданская политика Анатолия Гриценко – 1 тыс. носителей. Однако, партия Батькивщина – 5,5 тыс. носителей, и Народный Фронт – 3,5 тыс. носителей, буквально заполонили собой все.

Реклама на билбордах является достаточно дорогой, зависит от местоположения и составляет в среднем по Украине 4000-5000 гривен в месяц. Только по следованию одного городского маршрута трамвая или троллейбуса каждый кандидат тратит на подобную рекламу примерно от 50 тысяч гривен.

«Эмпирика свидетельствует, что билборды для нашего избирателя что‑то значат. Даже можно сказать больше — имеют определяющее значение. Поэтому все кинулись себя рекламировать», – объясняет такое несоответствие кандидат в народные депутаты от «Батькивщины» Игорь Луценко.

Не менее затратной является и реклама на телевидении. 29 августа, согласно требованиям закона «О выборах народных депутатов Украины», средства массовой информации обнародовали цены на размещение политической рекламы.

Самыми высокими оказались расценки на размещение политической рекламы на телеканалах группы компаний StarLightMedia – ICTV и СТБ, несмотря на то, что в национальных рейтингах они замыкают первую пятерку.

На канале СТБ, целевую аудиторию которого составляет женская аудитория от 14 до 49 лет, самое дорогое время с 21.00 до 22.00 в субботу – 4167,84 грн за секунду.

На канале ICTV, ядром аудитории которого являются мужчины в возрасте 25–55 лет, с 22.00 до 23.00 по будням одна секунда рекламного времени стоит 2075,88 грн. Эти же каналы предлагают и самое недорогое в первой пятерке рекламное время – 1,20 грн за секунду с 1.00 до 7.00.

Самое дорогое рекламное время лидирующего телеканала «Интер», целевой аудиторией которого являются лица от 18 лет,– в воскресенье с 20.00 до 21.00. Секунда политической рекламы в этот период обойдется в 2040 грн. При этом дешевле всего размещать политическую рекламу на «Интере» в субботу с 7.00 до 8.00 – 410 грн за секунду.

На телеканале «Украина» (целевая аудитория – лица от 18 до 54 лет) максимальная стоимость секунды политической рекламы составляет 1704,36 грн – с 22.00 до 23.00 по будням и с 18.00 до 19.00 в воскресенье. Дешевле всего на этом канале – в 63,84 грн в секунду – обойдется реклама в субботу с 6.00 до 7.00.

Неожиданно невысокой, по сравнению с другими телеканалами первой пятерки, оказалась стоимость размещения политической рекламы на занимающем третье место телеканале «1+1», целевую аудиторию которого составляют лица от 18 до 54 лет. С 19.00 до 23.00 в любой день недели секунда рекламного времени здесь стоит 816 грн. Дешевле всего разместить политическую рекламу на «1+1» можно с 6.00 до 17.00 – за 244,80 грн за секунду.

По данным Национальной рады по вопросам телевидения и радиовещания за период с 6 по 14 октября политические партии разместили 47 часов рекламы на общенациональных телеканалах. Активнее всего агитировал за себя Народный фронт – 12 часов, на втором месте – Блок Петра Порошенко – 9,5 часов, следующие Оппозиционный блок и Батькивщина приблизительно по 7,5 часов. Если взять среднюю цену минуты рекламы на 7 ведущих телеканалах, то только за указанный период партии потратили на агитацию на телевидении 149 млн грн.

Возросли упоминания о партиях и в прессе. Как отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства Контекст-Медиа Денис Терещенко, за последние шесть недель резко возрос уровень упоминаемости в СМИ у Оппозиционного блока — в 228 раз, партии «Самопоміч» — в 19 раз, Народный Фронт — в 17 раз. Однако, большую часть данных материалов составляет джинса – проплаченные, но не маркируемые как реклама материалы. Прикрытая реклама стоит значительно дороже обычной, однако такие расходы идут вне официальных деклараций и оценить стоимость таких материалов практически невозможно.

Следующая статья расходов – это так называемая «полевая агитация». Палатки с печатной продукцией, расклеивание листовок и так далее. Нужно не только напечатать эту «макулатуру», но и заплатить людям, которые ее распространяют. В интернете «агитаторам» предлагают в среднем 50-150 гривен в день, в зависимости от особенностей работы и щедрости кандидата. Но иногда платят и значительно больше. Берут на такую работу всех от 17 до 50 лет. По приблизительным подсчетам на такую агитацию одна «среднестатистическая» партия выкладывает около 200 миллионов гривен.

Если сравнивать такие затраты политических партий с затратами государства на вооружение, то только за 100 минут рекламы в прайм-тайм на самом «дорогом» канале можно было купить 8 БТРов, а на официальные расходы государства на выборы (около 960 млн грн.) – можно купить 25 танков. Исходя из этого, соглашаемся с выводом Юрия Благодыра, что политическая реклама в предвыборный период стоит дороже, чем перевооружение нашей армии.

Подготовила: Алина Булава

Головне фото: antikor.com.ua

Попередня публікація

Громадське ТБ Запоріжжя: ніч після виборів

Наступна публікація

Экомитинг от Правого сектора отличился оригинальным зверинцем

admin