Культура

«Стрингер»: для смерти – только крупный план

1420524816_1966598686_kadrsРежиссер и сценарист Дэн Гилрой снял качественный фильм об изнанке современной журналистики. Главного героя Луиса Блума великолепно сыграл 34-летний Джейк Гилленхон («Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Горбатая гора»). Роль редактора телеканала Нину Ромину, с которой сотрудничает герой, получила 59-летняя Рене Руссо («Афера Томаса Крауна», «Тор», «Тор-2»). Фильм вышел на экраны 31 октября 2014 года. «Стрингер» навряд ли займет первые места в рейтингах, однако его стоит посмотреть всем, причастным к медиа.

Фильм погружает зрителя в холодный коктейль из преступлений, цинизма и беспощадных правил выживания на низкорейтинговом телеканале. Картине больше подходит оригинальное название «Nightcrawler»– «Ночной червяк» или «Ночное пресмыкающееся», которое исчерпывающе характеризует образ молодого преступника Луиса Блума в поисках любого денежного занятия.

Не ждите традиционного «кино о журналисте». Этот фильм – нечто большее, он крупным планом показывает теневую сторону журналистики, где преступление – просто часть съемки. Знакомство с главным героем начинается на месте его преступления: он избивает охранника завода, откуда крадет металлолом, и забирает у него наручные часы. Впоследствии эти часы станут символом фильма, напоминанием, кто и что есть герой на самом деле.

В журналистику Блум попадает случайно: он становится свидетелем ДТП и видит, как на место происшествия приезжает съемочная группа, чей сюжет показывают в утренних новостях. Решение приходит само собой: Блум ворует дорогой велосипед, на вырученные деньги покупает камеру и начинает охоту. У начинающего «стрингера» получается снять удачный сюжет об умирающей жертве нападения и продать его низкорейтинговому телеканалу Sky LW.

От редактора телеканала, увядающей Нины Ромины, чья роль, не менее интересна, чем главного героя, он узнает главный принцип интересных новостей: «Бегущая по улице женщина с перерезанным горлом – это все, что нам нужно». «Я быстро учусь»,– отвечает Блум и с этого момента начинается его карьера как стрингера, специалиста по криминальным новостям.

Блум преуспевает в новой карьере. «Цель оправдывает средства» – одна из главных идей фильма. Для Блума цель – не деньги, а власть. Здесь нет места этическим принципам, мукам совести, состраданию или чуткости. Стрингер вызывает отвращение и страх своим безупречным видом с неизменным атрибутом образа – украденными в начале истории часами, немного безумным взглядом, ледяными логическими конструкциями социопата, улыбкой, от которой становится жутко.

Стрингер не скрывает, что ненавидит людей. Всех, кто ему мешает, он убирает со своего пути лестью, шантажом, угрозами и наказанием. Он без тени сомнения перетаскивает тело только что погибшего в ДТП мужчины в место, удачное для «ракурса». Он подстраивает аварию своего главного конкурента, и с невозмутимым видом снимает, как его окровавленное парализованное тело забирает «скорая». Он снимает эксклюзивную историю о тройном расстреле и утаивает информацию о преступниках, чтобы сделать сюжет ценою в жизнь напарника и 15000 долларов, а затем… Концовка фильма возмущает, отталкивает и пугает.

Идея фильма: «рейтинги – это все, профессиональные стандарты ничто»– не нова. Режиссер в очередной раз обостряет эту проблему, и снова мы встречаемся с вопросом: что в журналистике побеждает – личная выгода или этические стандарты профессии? Социальная ответственность журналиста, уважение частной жизни и достоинства или стремление к славе и власти? Что нужно аудитории и кто для нее журналисты – ее слуги или воспитатели? При этом, «Стрингер» показывает растление журналистики, преступление против профессии. Это фильм о том, как персональное зло –жестокость, цинизм, презрение к человеческой жизни и достоинству – заражает через экраны телевизоров аудиторию. Этот фильм называют криминальной драмой, однако, это не столько криминальная, сколько драма этическая.

Автор: Наталия Выговская

Фото: zedfilm.ru

Попередня публікація

С Днем Рождения, Николай Александрович!

Наступна публікація

Журналіст Василь Кухар: «Вперта однобокість в оцінюванні подій – позиція обмежених ідіотів»

admin