За пол года уже 88 запорожцев покончили жизнь самоубийством

пВ начале июня в СМИ часто стали появляться сообщения о самоубийствах запорожцев. Неужели в городе произошел летний бум суицидов? Как оказалось, нет. По данным, которые нам предоставили в МВД, по сравнению с предыдущим годом количество самоубийств даже немного уменьшилось. Безымянный

Если сравнить показатели Запорожья с Киевом, то в столице за январь 2014 года с жизнью решили растаться 39 человек, а в январе 2015-ого вообще 52. В целом в Киеве ежемесячно происходит от 40 до 50 суицидов. Но все-таки показатели нашего города достаточно высоки. Почему люди принимают решение исчезнуть, и как с этим бороться, «Пороги» узнавали у экспертов.

Екатерина Тен, студентка факультета психологии ЗНТУ:

– Начать нужно со слова «кризис», который рано или поздно приводит к отказу от привычной жизни. Суицид – одно из проявлений дезадаптации человека. Во время кризиса люди испытывают эмоциональное перенапряжение, учитывая то, что случилось в стране, это прямо или косвенно затрагивает каждого: экономический кризис, митинги, майданы, война, сотни погибших людей, потеря близких – всё это постоянное беспокойство и неопределенность. Человек находится в непрерывном стрессе. Боль становится невыносимой и с ней, к сожалению, не все способны «уживаться». В суициде люди видят решение всех проблем.

Евгений Рощебак, независимый психолог:

– Я изучал работы известного суицидолога Эдвина Шнейдмана. Он  говорил, что общей целью всех самоубийств является поиск решения. Это совсем не спонтанное действие. Сейчас мы живём в трудное время, и каждый день нам мгновенно нужно реагировать на новые и новые трудности, адоптироваться. Мы крутимся на работе, чтобы получить прибавку, потому что не хватает зарплаты, стараемся экономить на продуктах, устаем морально и физически. Иногда грань этой карусели, на которой мы вертимся, просто рвётся. И наступает душевный кризис. Тогда в голову эмоционально подавленных и психологически слабых людей не редко приходит мысль о суициде. Просто так никогда человек об этом не подумает и не совершит его. Суицид, по их мнению, служит выходом из затруднительной и невыносимой ситуации. Ему свойственны непогрешимая логика и целесообразность.

Николай Гунько, психолог-суицидолог:

В большинстве случаев смыслом самоубийства смерть не является. Это способ решения какой-то жизненной проблемы. Создается парадоксальная ситуация, когда человек, не осознавая этого, подразумевает, что он как бы умрет и не умрет, он будет пользоваться плодами своей смерти. Самое простое: «Я умру, и она (он) меня полюбит». То есть, я умру, и тогда меня полюбят, и тогда я воспользуюсь этой любовью. Такой способ получить любовь. А кто ее получит-то? Об этом мы не думаем. Большинство ситуаций, когда речь идет о наказании, мести, подразумевает, что кто-то воспользуется этим результатом. То есть, это делается для кого-то: «Если я умру, этот человек раскается». Самоубийство может быть и побегом от трудностей: спрятаться, облегчить боль. Просто умереть никому не хочется хотя бы потому, что мы не знаем, что это такое. Как мы можем хотеть того, чего даже близко не представляем? Поэтому люди закладывают в самоубийство конкретные смыслы: обезболивающее, бегство, месть, наказание, самонаказание, завоевание любви.

Ольга Говоруха, психолог Запорожского областного психоневрологического диспансера:

– Одним из суицидных факторов является возрастная группа. Как правило, это могут быть подростки, потому что у них идет поиск идентичности: кто я, какой я, они сравнивают себя с другими и т.д. Очень суицидоопасный кризис среднего возроста (после 40 лет), а также возраст после 60, когда у человека появляются определенные сложности в жизни и заболевания. Попытки к суициду могут быть протестной реакцией, криком о помощи, ответом на разочарования и стрессы.

Суициды, не смотря на свой общий характер, очень индивидуализированы.  Что касается социальной составляющей суицидов, то сейчас у людей происходит снижение эмоционального достатка, возможностей, благополучия. Человек нуждается в свободе, и при этом он нуждается в предсказуемости и непрерывности. Когда человек больше не чувствует опоры, он попадает в зону риска.

Людей, у которых появляются мысли о самоубийстве, на самом деле можно распознать. У него нет уверенности в будущем, поэтому от него можно слышать фразы: «Прожил день и ладно», «Как я могу думать, что будет завтра, если я не знаю, что со мной будет через час» и так далее.

На гране суицида человек находится все время в подавленном настроении, депрессии, говорит, что жизнь ему стала в тягость. Он замыкается в себе, не идет на контакт, отталкивает людей, готовых ему помочь. Есть такое выражение: «Оставьте меня в покое, но не обрекайте меня на одиночество».  Во всех этих метаниях на самом деле звучит крик о помощи. Не стоит ему навязываться, просто проявите заинтересованность, покажите человеку, что он важен для вас, поддержите его морально.

Если человек пытался наложить на себя руки, но попытка не удалась, не нужно ни в чем его обвинять, кричать, призывать к ответственности, называть эгоистом. В данный момент все равно вы не добьетесь нужного эффекта, потому что у человека сейчас снижены все процессы интеллектуальной переработки, он видит все черно-белым, он абсолютно не видит жизненной перспективы. В первую очередь вы должны стать для него опорой.

Установите с ним контакт, дайте ему моральную поддержку. Когда человек уже немного придет в себя, следует поговорить с ним о проблеме, которая спровоцировала его на такой ужасный шаг. Пусть он озвучит сложности в своей жизни, которые он переживает сейчас. После этого нужно помочь человеку увидеть ту ситуацию, как разрешимую, и что из нее есть различные выходы. Нужно помочь человеку понять, что ситуация временна. Важно сказать, что этим страданиям есть конец. Это важный фактор предупреждения второй попытки суицида.

Авторы: Владимир Проценко, Марина Ботнарева