Інтерв’ю

Фильм запорожца Антона Жадько прошел в финал американского кинофестиваля

R7nTs4HUymcФильм-сказка Антона Жадько «Козак та смерть» стал одним из трех полнометражных фильмов конкурсной программы международного кинофестиваля Davis International Film Festival (США, г. Девис, Калифорния). На отборочном этапе он обошел более 1100 фильмов из 80-ти стран.

И это не первые успехи режиссера. За плечами уже Гран-при и приз зрительских симпатий на XV-м кинофестивале «Запорізька Сінерама», участие в международном кинофестивале FIFES (г. Загреб, Хорватия), конкурсе трейлеров 54-го Краковского кинофестиваля (Польша), международном кино-проекте «Буриме» (Россия).

«Пороги» пообщались с Антоном Жадько о его творческом пути и о состоянии запорожского кинематографа на сегодня.

– Расскажите, пожалуйста, немного о своем творчестве.

– Около восьми лет я изучаю режиссуру, операторское и сценарное мастерство, снимаю художественные фильмы – как короткометражные, так и полнометражные. Иногда поступают заказы на съемку музыкальных клипов, передач и обзоров. Однако приоритет всегда стараюсь отдавать художественным кинокартинам. А в последнее время – позитивным фильмам, рассчитанным на массовую аудиторию, поскольку считаю, что именно такого рода фильмов сейчас катастрофически не хватает украинскому зрителю.

aLwRhHD48GQ– Какие фильмы любите снимать?

– Так называемое авторское, артхаусное кино мне намного ближе, чем фильмы, рассчитанные на широкий круг зрителей. Надеюсь, что в будущем я смогу сосредоточиться на съемках именно такого рода кинокартин. Тем не менее, в ближайшие годы приоритет будет отдан съемкам вдохновляющих и позитивно заряженных фильмов для массового зрителя. Из жанров обожаю драму, мистику, трагедию и сатиру.

– Почему вы решили заниматься кино, и с чего начиналась ваша творческая карьера?

– Меня всегда привлекал кинематограф, поскольку он объединяет в себе все самое лучшее, что есть в искусстве. Сложно представить, что может быть лучше создания новой реальности посредством съемки художественного фильма, а также ведения диалога между собой и зрителем на значимые для всех нас темы. Свой путь в мир кинематографа я начинал со съемки музыкальных клипов, в которых присутствовала сюжетная линия, затем перешел на документальное кино, а вскоре снял свою первую игровую короткометражку. Все премудрости режиссуры, драматургии, сценарного и операторского мастерства изучал и продолжаю это делать самостоятельно. На данный момент за плечами уже семь художественных фильмов, два из которых полнометражные. Фильм «Козацькі байки» стал участником нескольких международных кинофестивалей, включая конкурсную программу МКФ Молодість-44, а фильм-сказка «Козак та Смерть» уже успел стать финалистом конкурсной программы международного кинофестиваля Davis International Film Festival (Калифорния, США), обойдя на этапе отбора 1100 фильмов, присланных из более чем 80 стран. Но самое важное и значимое, конечно же, впереди.

– Антон, как вы думаете, каково состояние запорожского кинематографа на сегодняшний день и какие у него перспективы?

– Состояние критическое, равно как и на всеукраинском уровне, однако лично меня радует уже сам факт его существования. В условиях экономического кризиса и разрухи в головах, в украинской киноиндустрии «выживут» совсем немногие. Однако я твердо убежден, что прошедшие испытание на прочность кинематографисты впоследствии добьются по-настоящему значимых результатов. Благодаря ним Украина наконец-то сможет заявить о себе на весь мир как о кинематографической стране со своим уникальным почерком, стилем и традициями. Что касается Запорожья – оно ведь всегда было, есть и, верю, что будет городом, богатым талантливыми режиссерами, чье творческое наследие сложно переоценить. Чего стоит один только вклад, к примеру, режиссера, сценариста и мультипликатора Владимира Дахно – создателя культовой серии мультфильмов «Як козаки», «Енеїди» и многих других. О перспективах, а тем более о сроках воплощения в жизнь плана минимум говорить пока что крайне сложно. Слишком много препятствий на пути к развитию отечественного украинского кинематографа и слишком мало понимания у правительства важности всесторонней поддержки развития национальной культуры.

JTU7KVANyVc– Поддерживает ли государство или местная власть запорожских режиссеров? И нужна ли их поддержка?

– Безусловно, поддержка со стороны государства и местной власти является обязательным условием успешного и эффективного функционирования кинематографа. Однако, по большому счету, ни о какой поддержке речи не идет и никогда не шло. К сожалению, даже те, кто пришел к власти в результате революции Достоинства, на деле не способны оказать помощь, ограничиваясь лишь имитацией бурной деятельности. Они хорошие слушатели, умеют убедительно проникнуться проблемами и просьбами кинематографистов, но лишь на время рабочего приема. После него у них гениально проявляется иное качество – умение избежать повторной встречи и переадресовать решение проблемы на кого-то другого, обычно этажом и полномочиями пониже. Наиболее распространенный их ответ: «Как насчет никогда? Никогда вас устроит?» Вопреки отсутствию помощи от государства и от местных властей запорожский кинематограф продолжает существовать и даже совершенствоваться. Благо, что запорожским режиссерам всегда помогает и идет навстречу директор киноконцертного зала им. А. Довженко Людмила Николаевна Зеленюк, актеры местных театров, запорожский киноклуб «Восхождение» во главе с Игорем Гармашем и некоторые другие активисты и деятели культурной жизни города. Честь им и хвала!

PtlawggOQ2gС какими трудностями сталкиваются запорожские режиссеры во время съемок и проката фильмов?

– Простите за банальность, но основные трудности в процессе кинопроизводства возникают из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за отсутствия понимания со стороны правительства важности вкладывать деньги в развитие культуры. В данном контексте трудности запорожских режиссеров ничем не отличаются от сложностей режиссеров любых других городов Украины. Принцип универсален: «Есть понимание необходимости – найдутся любые деньги». Справедливости ради должен отметить, что ответственность за решение существующих проблем лежит и на плечах самих режиссеров. Они должны быть гибкими и изобретательными, готовыми в кратчайший срок творчески решить любую возникшую проблему. А в идеале – решать ее еще на стадии, когда она не успела возникнуть. Нужно быть настойчивым, ответственным и всегда доводить начатое до логического завершения. Что касается показа фильмов в национальном кинопрокате, пока что запорожским режиссерам эта перспектива не светит. На данном этапе и в нынешних реалиях невозможно создавать художественные фильмы, которые составят реальную конкуренцию Голливудским блокбастерам и крепким европейским середнячкам. Однако это не повод для отчаяния – существует несколько неплохих альтернатив, при которых и зрители смогут посмотреть отечественное кино, и его создатели не останутся в проигрыше. Например, размещение фильма на ресурсах youtube и vimeo с подключенной программой монетизации, сбор денег на съемку фильма посредством краудфандинговых компаний, показ фильмов на международных и отечественных кинофестивалях, а также в киевском кинотеатре «Лира» (верю, что в ближайшем будущем подобных кинотеатров станет больше). Всегда можно найти способы решения проблем, главное не отчаиваться и бороться до конца.

Спрашивала: Марина Ботнарева

Фото: из архива Антона Жадько

Попередня публікація

Запорожский кинематограф: таланты есть, финансов нет

Наступна публікація

Семінар щодо висвітлення місцевих виборів 2015 у ЗМІ

admin