«Безумный Макс: Дорога ярости»: лучший боевик 2015 года

Mad-Max_3A-Fury-Road-2583045Реинкарнацию культового постапокалиптического хита про бывшего полицейского по имени Макс, увидевшего свет в далеких 80-х, труднее всего было загнать в жанр или номинацию. Вроде бы очевидно –  экшн-боевик, а с другой стороны, вещь получилась настолько убедительной, что наверняка найдется немало таких (в том числе и я), кто соблазнится назвать его просто лучшим фильмом года. И если большинство современных блокбастеров скорее пытаются развлечь и расслабить жующего попкорн зрителя, то зрелище мира Макса, которое творится на экране, полностью оправдывает «безумную» характеристику главного героя. На протяжении сеанса вас буквально ввинчивают в кресло, чтобы с финальными титрами душа и сознание вылетели оттуда, как пробка от шампанского. А дальше – дизельпанковая Вальхалла, в которую, может, еще получится успеть.

Австралиец Джордж Миллер, режиссер оригинальной трилогии с Мэлом Гибсоном, порывался снять продолжение больше 15 лет назад. Сам же, считая, что линия Макса завершена, он не мог избавиться от тяги к дикому миру конца света, где жестокость человеческой натуры достигает апогея. Но финансовые трудности (а работы Миллера явно не выглядели продюсерской находкой) отложили фильм почти на десятилетие, дальше постарел уже и сам Мэл Гибсон, без которого трудно было представить себе серию. Как сказал недавно Тарантино: «Макс без Гибсона? Забудьте об этом! Я даже хотел открыто выступить против фильма и начать кампанию #НеМойМакс. Но потом я его посмотрел…». Наконец, после утверждения актёрского состава (место Макса занял милый боров Том Харди, который даже сам встретился с Гибсоном и принял его роль и актёрское благословение), съемки были готовы начинать, но тут произошло невиданное – в вечно сухой австралийской пустыне полили проливные дожди, которые продлились несколько месяцев. Пустыня превратилась в цветущий оазис. Но даже несмотря на героическое вытягивание картины из производственного ада, в новый фильм Миллера мало кто верил. И сомнение вызывала как раз фигура 70-летнего режиссера, которые в последние годы снял детские фильмы про говорящих поросят и танцующих пингвинов. «И этот-то старик сможет развернуть на экране первозданный хаос, как в былые годы? Да ни в жизнь!» – так думало большинство экспертов и фанатов серии. WarnerBros. получат свои деньги на когда-то громком имени, а дальше, без всяких лишних мыслей, все разойдутся по домам. И то ли Миллер все эти годы копил силы, то ли еще что, но это вышло едва ли не самое плодотворное воздержание в истории кино!

Описывать сюжет в таких жанрах – дело неблагодарное, поэтому получилось очень кстати, что в нашем фильме его и нет! Нет, ну есть, конечно, все элементы антуража. Племенные кланы с вождями-божками, живущие за счет бартерной экономики бензином-патронами-газом. В одном из таких амазонка-императрица (Шарлиз Терон, которая ради роли побрилась на лысо), уставшая от бесправия женщин в виде сосудов дойного молока (маленький феминистский твист) затевает какую-то авантюру. Наступает переполох, и, как всегда, в своей стихии оказывается одинокий рыцарь пустыни Макс. Джордж Миллер намеренно максимально упростил фильм, его мечтой было, как и когда-то у Хичкока, снять такое кино, к которому в Японии не понадобятся субтитры. И его фильм, как раз, можно легко смотреть и в немом варианте, и в черно-белом (такой и правда имеется). Казалось бы, разве можно снять фильм-шедевр, если в нём не будет ничего, кроме автомобильной погони? Можно, только для этого погоня должна быть лучшей на свете.

Что еще удивляет: несмотря на невероятную красоту всего происходящего на экране, компьютерные спецэффекты использовались по минимуму, да и то в основном, чтобы подкрасить пустыню или убрать из кадра реквизит. Львиную долю трюков (а их в «Максе» надо видеть!) исполняли каскадёры, и, возможно, так действует самовнушение, но впечатление было такое, будто эти трюки были куда резче и зрелищнее, чем обычно. Ждём номинации художнику-постановщику. Но было бы нечестно поставить во главу угла одни лишь спецэффекты: в мире Миллера у каждого злодея и каждой машины смерти на колесах есть свой отличительный элемент, в каждой такой мелочи прослеживаются дизайнерские находки. А постапокалиптический автопарк находит поклонников даже в самом высоком спорте. Так, одна из команд Формулы-1 представила вариант болида из мира «Безумного Макса».

Разговор о визульной стороне кино похож на то, что Фрэнк Заппа когда-то назвал «танцем об архитектуре», подразумевая обсуждения музыки взамен её прослушивания. Поэтому, если вы еще по какой-то неведомой причине не посмотрели «Дорогу ярости», то быстрее нагоняйте упущенное и присоединяйтесь к нам, уже ждущим пусть не откровения, но хотя бы еще небольшой порции чистейшего наркотика от Джорджа Миллера, сумевшего вывести эликсир молодости для своих безумств

Автор: Никита Богданов