Інтерв’юКультураСтаттіСуспільство

Марианна Смбатян: «Все хотят быть услышанными… и нужными»

Марианна Смбатян родилась в Ереване, в пять лет вместе с семьей переехала в Украину. С детства Марианне был поставлен довольно редкий диагноз – спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана. Марианна объясняет свой диагноз так: «Это мышечное заболевание, в следствие которого мышцы спины плохо держат тело, и в целом человек ощущает постоянную общую слабость».

Несмотря на то, что заболевание прогрессирует, и сегодня Марианна чувствует себя намного слабее, чем в детстве, девушка не перестает бороться за жизнь и ценит каждое ее мгновение. Она активная участница клуба «Равные Возможности», а еще режиссер, сценарист и актриса одноименного театра. Недавно в Запорожье состоялась персональная выставка картин Марианны «Миг вдохновения». В ней представлена серия новых работ и ранее написанные картины, уже показанные на всеукраинских выставках. Картины художницы находятся в частных коллекциях по Украине, США, России, Канаде, в том числе у таких известных людей, как музыкант С. Вакарчук, дирижёр С. Мацоян, министр внутренних дел  Украины А. Аваков.

О жажде творчества и уникальном театре с Марианной беседовала журналистка «Порогов» Кристина Майдук.

В октябре в Запорожье состоялась шестая персональная выставка Марианны

В октябре в Запорожье состоялась шестая персональная выставка Марианны

Расскажите немного о себе: как давно увлекаетесь творчеством, откуда у вас способность творить на холсте? Кто, возможно, стал вашим вдохновителем?

Ммм… Пожалуй, смело могу сказать, что рисую я всю жизнь. Будучи с детства лишенной возможности бегать и резвиться, я направляла свою детскую энергию в рисование, воплощая на бумаге свои мечты. Но это долго оставалось просто увлечением, пока в 11 лет я не победила на конкурсе детского рисунка на Детской железной дороге. Эта победа поразила меня и моих родителей, тогда они решили нанять мне педагога по живописи. Им стала запорожская художница, член Национального Союза Художников Украины, Юлия Анатольевна Пивень-Фомина. Она и впитала в меня не только любовь к живописи, но и знания. Так увлечение стало моей профессией. А вообще, вдохновляюсь импрессионистами и художниками эпохи Возрождения.

 А любовь к театру…  Когда вы почувствовали, что это тоже ваше?

И тут так же могу сказать, что это было всегда со мной, сколько себя помню. Оставаясь дома одна, я с раннего детства воображала себя актрисой. Придумывала сюжеты, обычно драматичные, и играла их перед воображаемой публикой. Еще любила играть пьесы Шекспира, особенно роль Джульетты. Перевоплощения вдохновляли меня, а мастерство старалась перенимать у любимых актеров кино. Но при всей любви к актерской игре, я с грустью понимала, что мне никогда не стать актрисой, ведь кому нужна актриса в инвалидном кресле… Но уже во взрослой жизни, когда я стала активной участницей разных мероприятий, добившись некоторых побед, я вдруг пришла к идее организовать труппу, в которой актеры были бы люди с инвалидностью, играющие наравне со здоровыми людьми. И тут же в голове возник сюжет пьесы – так четко и ярко! С этой идеей я пришла в клуб «Равные Возможности» и предложила ребятам стать актерами вместе со мной. Идея показалась безумной, ведь ни у кого из нас нет соответственного образования. Но тем ни менее ребята согласились! Я приступила к написанию сценария. Так родилась пьеса «В нескольких шагах от счастья». Вскоре мы приступили к репетициям. Я была режиссером, помогала мне студентка театрального училища. Подготовка была долгой, но в результате мы представили зрителям премьеру. В зале был аншлаг: люди стоя аплодировали, многие плакали. С тех пор мы выступали еще несколько раз, даже ездили на гастроли во Львов. Каждое наше выступление благотворительное.

Членами клуба являются только люди с инвалидностью?

Членами клуба являются люди с инвалидностью и их родные. Нередко к нам приходят с родителями или с родными, которые помогают добраться и не только. Ведь инвалидность у всех разная: кто-то может сам передвигаться, а кому-то нужна помощь абсолютно во всем. Иногда нам помогают волонтеры. А вот театральная труппа состоит из людей с инвалидностью и также из здоровых волонтеров, которые не только играют, но и нам помогают. У нас почти что семья – даже праздники вместе отмечаем.

То есть Вас смело можно назвать инициатором именно ТЕАТРА «Равные возможности»?

Думаю, что да. Клуб «Равные Возможности» был организован активными людьми с инвалидностью и волонтерами движения «Твори Добро, Украина». Мне повезло быть у истоков его создания. А вот возникновение театра «Равные Возможности» – это моя инициатива. Некоторые актеры называют меня мотором труппы.

Клуб «Равные Возможности» объединил людей с особыми потребностями, но не «ограниченными возможностями». «Мы все  волонтеры на инвалидных колясках. Наша цель – вдохновлять людей и  изменять мир, превращение его в мир,  доступный для всех! Мы активно творим и нам в этом помогает Запорожский городской благотворительный фонд «Еврейский Общинный Центр «Мазаль Тов», на базе которого был рожден и продолжает свою жизнь Наш клуб».

А в каком театре Вы ставите свои спектакли?

В разных.) Премьера первого спектакля проходила на сцене ДК Кирова, там же мы и потом еще выступали. Также нас гостеприимно приняла сцена ТЮЗа. Все, кто нас принимают, предоставляют нам все условия для выступления: они понимают, что мы это делаем, чтобы помогать людям – как финансово, так и душевно. Как-то мы и в госпиталь к воинам АТО ездили, поднять дух раненых ребят.

Вы сказали, что предоставляют все условия… Прям все? И для беспроблемного выхода на сцену  (например, для тех, кто использует инвалидную коляску есть пандус?)

Увы, нет. У нас в городе крайне мало полностью доступных мест. Здания ведь строились давно, когда не задумывались о доступности. Потому сцен без ступенек нет – приходится просить сильных парней-волонтеров, чтоб поднимали тех, кто на колясках. А это, надо сказать, небезопасно…

Театр "Рівні Можливості" на фестивалі "Толерантність у кожному серці"

Театр “Рівні Можливості” на фестивалі “Толерантність у кожному серці”

Какой следующий спектакль планируете ставить? Могут ли обычные «люди с улицы» принимать участие в ваших спектаклях?

Новый спектакль называется «Бывают ли чудеса?!», авторы сценария – я и моя соавтор Наташа, волонтер и актриса нашей труппы. В спектакле много юмора, немного мистики, есть некоторые спецэффекты, поучительные моменты, драма и, конечно, любовь. Актеры-волонтеры к нам попали именно с улицы, так сказать. Я давала объявления о поисках актеров с описанием типажей – на кастинг приходили все желающие, а на месте я уже выбирала тех, кто больше подходил. У нас ведь все непрофессионалы. Название труппы ярко характеризует наш состав: у нас все такие разные, но вне зависимости от возраста, деятельности и здоровья, мы стараемся соблюдать равенство и справедливость. Одной из актрис в нашей труппе всего 12 лет, и она – одна из самых ответственных.

Как долго идет подготовка спектакля?

Подготовка идет долго, так как репетировать получается 1-2 раза в неделю, ведь у всех свои дела еще есть, работа, семья. Потому одна постановка «от и до» обычно занимает у нас почти год. Зато мы капитально готовимся. Сейчас вот своими руками изготавливаем трон для пьесы. Приоткрою тайну, что трон будет копией того трона, что в популярном сериале «Игра престолов», а это требует изготовить кучу деталей! Надеемся, что выйдет максимально эффектно.

Легче работать с людьми с инвалидностью или с людьми без инвалидности? Кому, по Вашему опыту, легче даются роли?

Мне как режиссеру легче работается с теми людьми, кто готов отдаваться актерской игре и быть ответственным. А это зависит не от наличия или отсутствия здоровья, а от характера. Подводили постановку и здоровые актеры, и те, кто с инвалидностью. Конечно, актерам с инвалидностью тяжелее передвигаться, из-за чего не всегда получается прибыть на репетицию. Но и у здоровых актеров бывают преграды, иногда психологические. Выходит, что главное это то, что внутри человека, его стержень!

А по эмоциям, по игре, кто лучше вживается в роль? Говорят, что люди, имеющие какие-либо особенности здоровья, чувствуют и передают эмоции намного сильнее и проникновеннее…

Врут.))))) Вживление в образ – результат таланта и упорства. Можно быть тонкой чувствительной натурой по жизни, но при этом играть, как бревнышко, без эмоций. В таком случае нужна бездна упорства со стороны актера и режиссера. Тут я стараюсь к каждому найти свой подход. Кому-то скажу, что от его игры зависят жизни людей, аргументируя тем, что игра способна спасти зрителей. К другому – более жесткий подход. С третьим надо просто поговорить по душам. У нас у всех свои «таракашки» в голове – вот с ними приходится воевать в первую очередь.

Чего вы хотели достичь, создавая театр «Равные возможности»? Показать, что и люди с инвалидностью тоже могут жить полноценной жизнью и добиваться успеха, или же реализовать собственные амбиции и желания?

Наверное, и то, и другое. Но больше все-таки, чтобы доказать обществу, что мы, люди с инвалидностью, можем быть актерами наравне со здоровыми людьми! А то, что я и сама стала актрисой, – дополнительный бонус. При создании сценариев я старалась учитывать возможности каждого из актеров – даже тех, кому очень тяжело говорить. Ведь каждому человеку так важно быть востребованным, полезным! Процитирую кусочек моей пьесы:

«Порой проблемы наши, нам кажутся непреодолимыми. Мы уступаем им, склоняемся. И кажется, что всё уже потеряно. Но в один миг всё может просветлеть, если с нами рядом окажется близкий человек. И кем он будет, другом, родственником, любимым человеком или просто новым знакомым –  не столь важно. Главное – чтобы человек был искренен и добросердечен. Все хотят найти себя в чем-то новом. Хотят быть услышанными… и нужными».

Актеры театра "Равные Возможности" Ирина Петровская и Виктор Карпов

Актеры театра “Равные Возможности” Ирина Петровская и Виктор Карпов

Какие ваши дальнейшие планы? Правильно ли я понимаю, что «Равные возможности» – единственный подобный театр в Украине?

Да, единственный. Насколько знаю, такой труппы нет нигде в Украине. О, конечно, мы очень хотели бы погастролировать по всей Украине! Но это затруднительно. Ведь для этого кто-то должен взять на себя кучу важных моментов: договориться с театром о предоставлении сцены, найти доступную гостиницу, где могли бы разместиться все актеры, включая людей с инвалидностью, обеспечить финансирование проезда труппы. Пока только Львов брал на себя такую задачу и отлично с ней справился. Здорово было бы найти мецената, готового это устроить. Ведь мы для себя ничего не просим, только возможность и доступность выступать, и наши спектакли несут социальный характер.

На самом деле, пьесы которые играет наша труппа, затрагивают разные моменты жизни. Например, моя пьеса «В нескольких шагах от счастья», с которой началась жизнь нашей труппы, состоит из семи небольших историй. Первая затрагивает проблему образования для людей с инвалидностью, дискриминацию. И в этой проблеме показана важность поддержки, благодаря которой можно достичь цели. Вторая история – о важности сохранности отношений и любви. Третья – о том, что даже у самого веселого человека бывает боль в Душе и что важно быть внимательным к тем, кто нас окружает. Четвертая история о семье, где глава семейства вопреки тому, что он на коляске, остается настоящим мужчиной и опорой жене с дочерью. Пятая – о любви по интернету, где один из героев скрывает о том, что он инвалид. В шестой истории герой ненавидит себя и считает ненужным: она о том, что каждому человеку важно быть услышанным и нужным. А в седьмой истории героиня не дает открыться любви из-за того, что считает себя недостойной любимого человека. Комплексы отгораживают ее от того, кому не важно, что она в инвалидном кресле. Каждая из этих историй находила отклик в сердцах и тех зрителей, кто на коляске, и тех, кто здоров. Последние слова из этой пьесы:

«Предлог «Но» всегда стоит на пути к исполнению мечты! Выдуманные отговорки и причины – всё это ничто иное, как щит Страха перед Будущим. Но щитом не добыть победу – за нее нужно бороться! Лишь смелых ждет услада победоносного Счастья! Самое трудное находится именно в нескольких шагах от счастья!»

Подготовила: Кристина Майдук

Попередня публікація

Dark Before Dawn: музика проти лицемірства

Наступна публікація

«Воно» (2017): атракціон жахів і ностальгія за невинністю

redactor