Один из лучших медиаюристов Украины Али Сафаров рассказал в интервью «Порогам» о правовых нормах работы масс-медиа.
– Али, определите, кто же такой журналист?
– Это человек, который на профессиональной основе, получая за это деньги, занимается сбором, обработкой и, главное, распространением информации через СМИ неопределенному кругу лиц. Например, работник органов статистики тоже занимается профессионально обработкой и сбором информации, но он ее не распространяет. Шоу-бизнес распространяет информацию, но не занимается ее сбором и обработкой. Блогер занимается сбором, обработкой и даже распространением, но не делает этого профессионально, не имеет специальных навыков и не получает за это деньги. При этом, наличие редакционного удостоверения или принадлежность к определенному средству массовой информации – вторично.
y;”>
– Ваше определение отличается от того, которое указано в ЗУ «Об информации». Вы считаете, что понятие «журналист» там сформулировано не совсем корректно?
– Не то, чтобы некорректно, но акценты, которые там есть, могут сбить с толку. Например, наличие редакционного удостоверения не должно быть основополагающим фактором, потому что редакционное удостоверение – это документ, по которому можно судить о статусе штатного сотрудника. Журналист-фрилансер, по большому счету, может и не иметь удостоверения.
– Чем усложняется работа над журналистским расследованием?
– Журналистское расследование связано со сбором информации. Сбор информации – процедура на грани законности, потому что, например, информация о физических лицах считается конфиденциальной информацией априори, кроме той, которую само физическое лицо и распространило. Сбор информации о физическом лице без его согласия – нарушение закона и влечет ответственность, в том числе, уголовную. А журналистское расследование, как правило, – это информация и о физических лицах тоже.
Журналистское расследование обозначает, что информацию уже нельзя получить из открытых источников. Здесь возникают моменты с не очень законными механизмами отказов от предоставления информации. Доступ к публичной информации у нас хоть и установлен законом, но не всегда работает. Поэтому журналист-расследователь должен владеть не только навыками письма, но и учитывать много факторов – начиная от юридических (знания законов, механизмов, предусмотренных законодательством, знания ограничений для защиты прав и свобод физического лица) и заканчивая тем, как обжаловать действия органов власти, силовых структур или отдельных граждан, которые не дают вам собирать информацию.
– Как журналисту защитить свои источники?
– У нас есть специально предусмотренные нормы закона, в том числе и в ЗУ «Об информации», которые гласят, что журналист может не разглашать свои источники информации, кроме как по решению суда и в определённых случаях. Но даже в этом случае это необязательно, но тогда журналист берет всю ответственность на себя. Для любого журналиста источник информации, который остается анонимным, – это очень опасная тема. То есть, вы можете получить первичную информацию из анонимного источника, но тогда получайте хотя бы фрагменты, подтверждающие эту анонимную информацию, из других, легальных источников.
– Как вы расцениваете изменения в информационном законодательстве в последнее время с точки зрения влияния на журналиста и журналистскую деятельность?
– Есть большие плюсы. Мне нравится кодификация нормативных актов по поводу прав и обязанностей журналиста. Наконец-то они выведены в единый закон «Об информации», более структурированы, четки и понятны. Убрано лишнее, например, то, что журналист должен быть объективным и не должен писать неправду, специально вносить в права журналиста мне всегда казалось излишним, потому что это написано в общем законодательстве и касается не только работников масс-медиа.
Но есть и минусы. В частности, из прав журналистов исключена возможность посещать негосударственные предприятия, учреждения и организации. То есть, журналист может быть принят органами власти и местного самоуправления, но такое право по поводу частных структур у него изъято. Также есть проблема в том, что журналист, по закону «О доступе к публичной информации», приравнен к обычным гражданам и не имеет приоритетов в получении информации, что усложняет его работу. Но самая главная проблема – исполнение законодательства стало на порядок хуже.
– Какие юридические механизмы регуляции в интернете?
– Интернет сам по себе является информационным полем. И он подпадает под правое поле. Закон «Об информации» говорит, СМИ – это любое средство, с помощью которого можно передавать информацию на неограниченный круг лиц. Таким образом, интернет – средство массовой информации. Но таким СМИ может быть и забор, если его используют для передачи информации неограниченной аудитории. Новостийные ленты не требуют регистрации или другой государственной легитимизации. Они – не радио, телевидение, печатное СМИ или информационное агентство, пока сами этого не захотят.
– Как обезопасить себя при работе над журналистким расследованием?
– Самое основное – писать правду, а не свое понимание ситуации. Писать, четко отделяя субъективное ощущение от того факта, который стал вам известен. Нужно учитывать, что если кто-то вам рассказал о факте, вы знаете не факт, а рассказ кого-то об этом.
Матеріал підготовлено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов'язково збігаються з офіційною позицією уряду США. / Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Катерина Полякова