Широкий круг увлечений современной молодёжи представляет собой большое пространство, где можно развернуться. А возникновение всё новых и новых хобби на этом поприще только разжигает интерес к неизведанному. Множество вариантов нынешнего времяпрепровождения заимствованы, конечно же, у Запада.
Музыка – не исключение. В наши дни многие подростки увлечены музыкой не только в рамках «послушал – и хватит», они также интересуются данной тематикой более глубоко. Музыка, как один из видов первейшей культуры, имеет свои разновидности и формы, которые каждый для себя выбирает сам. Современная музыкальная культура кишит новинками, начиная с электро-музыки и соединения классики с современными мотивами, и заканчивая всевозможными миксами и композициями разнообразных жанров.
Особенность музыки в том, что из хорошего старого можно всегда сделать новое. Плюс ещё и в том, что музыка – такая вечная вещь, которая себя не изживает. Всегда найдутся люди, которые всё ещё предпочитают когда-то давно созданные, чуть ли не Богом забытые композиции, даже если это и классика, бессмертных Баха, Бетховена, Моцарта, Грига, Вивальди и др. А что, если задуматься о том, как бы выглядела классическая музыка сегодня? И существует ли она вообще?!
Назвать такой тип музыки, как саундтрэк, музыкой инструментальной, будет, по сути своей, верно, но, в действительности, немного не точно. Но вот прозвать OST современной классикой вполне возможно, ведь сегодня под классикой понимают именно инструментальную музыку, а не ту, которая является общепринятой и востребованной на протяжении многих десятков лет.
Музыка, написанная непосредственно к самому фильму, а не написанная кем-то когда-то отдельно, вполне заслуживает звания современной классики. Речь ведётся не о композициях каких-либо групп, исполнителей, коллективов, а именно о музыке, создаваемой оркестром и написанной умелой рукой композитора. Любой уважающий себя киноман не просто слышал, но и знает такие имена как Ханс Зиммер, Гарри Грегсон-Уильямс, Александр Десплат, Джон Уильямс, Николас Хуппер, Алан Сильвестри и другие.
Сегодня данное направление музыки находит себя также и в саундтрэках к известным компьютерным и видео-играм. Поскольку саундтрэк (как принято сейчас называть не все музыкальные композиции, а непосредственно оригинальную музыку к фильму) имеет свою особенную конструкцию, чего нет в обычных песнях. И если песня может иметь вступление, куплеты, проигрыши и припевы, то настоящий саундтрэк, созданный к киноленте, имеет три составляющих – душу, основу и фон.
Каждая из этих составляющих – неповторимая смесь оркестровых инструментов, которая влияет на слушателя по-своему, в зависимости от того, к какому именно фрагменту данная композиция была создана.
Фон, как правило, – это смесь звуков, издаваемых реже духовыми, чаще всего – струнными инструментами, для усиления общего впечатления от композиции. Фон есть всегда. Вы можете его не слышать, или не обращать на него внимания. Но фон – это фундамент любой композиции, даже классических Симфонии Ре Минор или Лунной сонаты. Фон – это одна из тех неповторимых вещей, по которой можно узнать и отличить композиторов друг от друга, поскольку каждый из них использует в этом разные инструменты.
Основа – это такая мелодия, которую всю или частично можно проследить во всех музыкальных произведениях к данному кинофильму/игре/мультфильму. Основа может быть исполнена на разных инструментах, в зависимости от характера композиции и фрагмента, к которому её пишут. Но как правило, найти её просто.
Душа – это пик музыкальной композиции, созданной под конкретную ситуацию. В душе обычно участвует большая часть, если не весь оркестр. Душа вызывает наиболее сильный всплеск эмоций у слушателя и является кульминацией музыкального произведения. По качеству души и по переданным эмоциям обычно судят о профессионализме композитора. Во время раскрытия души в произведении соединяется и основа, и фон, которые музыкально поддерживают пик композиции, делая, таким образом, саундтрэк совершенным.
Есть несколько возможных переходов между составляющими частями саундтрэков. Как правило, фон, основа и душа идут друг за другом. То есть начальный фон окрашивается основой и к концу саундтрэка «взрывается» буйством звуков душа.
Второй путь соединения компонентов, когда, не успев полностью раскрыть основу, вступают инструменты души, после чего только на фоне оживает основа. Обычно такой приём используют настоящие профессионалы, или же это может зависеть от момента в кинофильме. Бывает, что такой способ практикуют композиторы, которые пишут музыку группой.
Третий способ – в процессе воспроизведения души может оживать основа за счёт спада звука и смены инструментов за тональностью – ниже/ выше.
Четвертый тип соединения – вступление. Оно обычно есть перед каждой душой. Обычно подход к душе узнают именно по вступлению. Это своеобразная преамбула, которая подводит к пику в композиции. Пятый способ соединения составляющих заключается в том, что преамбулы как таковой нет, и душа возникает, медленно выплывая из основы. В данном случае душа может медленно утихать до конца композиции вместе с основой, или прерываться ближе к концу, оставляя таким способом немного места для фона, который обычно завершает композицию. Такая композиция может показаться неопытному слушателю незавершенной или нераскрытой. На самом же деле данный путь соединения тоже считается одним из показателей профессионализма композитора.
Приведённые выше типы соединений считаются самыми распространенными.
Ещё один тип современной классики – трейлерная музыка, которая смело представлена сегодня такими коллективами как X-Ray Dog, Brand-X Music, Apparat и ди. Такая музыка по сути является коротким произведением, которое чаще всего не имеет всех основных составляющих. Конечно, большую роль тут играет непосредственно то, для чего эта музыка создаётся. Такие композиции являются неполными, и в них чаще всего не раскрывается один из элементов. Фон, как правило, в них есть всегда, а в 75% данных композиций есть и душа, которая, можно сказать «выпрыгивает» из фона. Основы в данных композициях как таковой и как основы именно саундтрэка не имеется, поскольку данная композиция является одиночной и продолжения в других композициях не имеет.
Следующий тип современной классики – композиции из мюзиклов, который могут носить как современный характер, так и классический в зависимости от формы мюзикла. Если это, допустим, легендарный «Призрак оперы» – представитель классики в лице мастера Эндрю Ллойда-Уэббера, или же «Стиляги» Константина Меладзе.
В целом, можно заметить, что этот тип музыки активно развивается и имеет своих преданных фанатов, которые умеют ценить в музыке не только текст, а и мелодию, которая и является основой данного произведения.
Кто знает, быть может мы дождёмся того времени, когда эти произведения действительно признают стоящими для воспроизведения в огромных концертных залах великими симфоническими оркестрами!
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Дар’я Григора