Лариса Журавлева – основатель, режиссер и «мама» лицейского молодежного театра «Колизей». Она не ставит перед собой цели воспитать профессионального актера, а просто приобщает молодежь к театральным действиям.
– Перспективно ли Запорожье для молодого актёра?
– Актер – очень зависимая профессия. Найти свое место в Запорожье – это суперпроблемно, потому что город не театральный и театров очень мало! Но я гляжу, что сейчас, например, в театре «VIE» часто студенты играют, появляются новые интересные лица. Это раз. А во-вторых, актеры же не обязаны играть обязательно в театре, они могут и на телевидение, и на радио пойти работать. Актера, как и волка, ноги кормят. Многие подрабатывают, потому что работа в театре мало оплачиваемая.
– Вы работаете за идею?
– Мы вообще одни энтузиасты! (смеется).
– Работает ли в театре правило, что «талант должен быть голодным»?
– Нет, я подкармливаю своих актеров! Они приходят уставшие, поэтому чай с печеньем всегда найдется (смеется). Ну, а профессиональные актеры – да, они уверенны, что нужно весь день репетировать «на голодный желудок», потому что должна быть легкость тела и духа.
– Как вы «подгоняете» молодых талантливых актеров?
– Да я их не подгоняю, их драматургия подгоняет! Им очень нравится неформальное общение, они выходят за рамки своего замкнутого круга и начинают работать в пьесе. Самое главное – найти свою пьесу, чтобы она цепляла меня и моих актеров, правильно подобрать типажи, а дальше уже дело техники: репетиции, репетиции, репетиции, монтаж…
Я очень люблю своих актеров, поэтому очень редко их хвалю. Но когда мы получаем гран-при на фестивалях, то я им говорю, что они самые лучшие актеры на свете, потому что Анджелина Джоли со мной не работает!
– Что важнее: «голое» желание и трудолюбие или все-таки врожденный талант?
– Желательно, чтоб все это вместе было, конечно! Но иногда даже одного компонента бывает достаточно. У нас непрофессиональный театр, мы не ставим перед собой невыполнимые задачи – гениально сыграть, полностью раскрыть образ. Это сделать желательно! Но самодеятельный театр должен ставить перед собою другую, реальную цель – заразить «театральным вирусом», любовью к настоящей драматургии, к слову, к действию. Когда мы репетируем, я сижу и думаю: а вот что бы сказал на это драматург?
– Вы ставите современную драматургию или все-таки обращаетесь к классике?
– Я особенно люблю ставить современную драматургию, поскольку на сценах наших запорожских театров она редко идет. А если и идет, то совсем не то, что нужно подрастающему поколению! Фактически наш театр выполняет функцию детского и молодежного альтернативного театра.
Пьеса Льва Корсунского «Клетка» гениальная, на мой взгляд, хотя ее почти никто не играет и не ставит. И совершенно зря! Я пыталась поставить пьесу три раза, и только на третий раз мне удалось найти актеров, которые смогли бы поднять такой сложный современный материал.
Ксения Драгунская написала замечательную «Рыжую пьесу», которая посвящена тем, кто летом со своей гитарой не дает мне спать (смеется).
Буквально только что мы отыграли пьесу Петра Гладилина «Мотылек» – это признание в любви театру. Довольно сложно в современной драматургии найти пьесу, которая бы цепляла, сейчас много пишется, мягко говоря, негативных историй. Мой театр должен быть жизнеутверждающим. Когда человек выходит из театра, ему должно хотеться жить, хотеться играть, влюбляться и в тех актеров, которые блистали на сцене, и в человека, который сидел рядом.
– Вы работаете с драматургами-аматорами?
– Татьяна Гнедаш, как она себя называет, «датский» поет – пишет ко всем датам. Но, по крайней мере, сюжет, который я ей даю, она выполняет. Вот мне захотелось поставить Всемирный потоп – так я ее посадила, Библию вручила, еще несколько источников, и мы написали!
– Насколько важна роль режиссера в творческом процессе?
– Роль режиссера важна на репетициях. Если он все правильно склеит, направит мысли в нужное русло, тогда можно говорить о качественно проделанной работе. Когда все смонтировано, режиссер умирает от страха и ужаса, от восторга, от любви и ненависти одновременно, а актеры несут всю ответственность за то, что происходит на сцене.
– Театр для Вас – это отдых или все-таки тяжелый труд?
– Для меня театр – это параллельный мир, где у меня никогда ничего не болит, разве что только перед премьерой. А на репетициях я вообще о себе не помню, я вся в актерах.
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Анастасия Самусь