Около трех лет назад у меня появился двухколесный транспорт – велосипед. Транспортом его я назвала не случайно, ведь, кроме пользы для здоровья, велосипед еще помогает сэкономить на проезде. По крайней мере, я была уверена в этом раньше, пока многие факторы не позволили мне свободно передвигаться по городу с его помощью. Основными проблемами стали тротуары с неровными поверхностями, съезды с бордюров, стаи злых собак и, конечно же, недовольные граждане, каждый из которых пытается тебя оскорбить или даже сбить с велосипеда (на практике было и такое).
Проблемы велодорожек Запорожья
Во время пресс-конференции в горисполкоме 13 февраля мэр Запорожья Александр Син заявил, что городская власть обещает заняться прокладыванием велодорожек.
После Всеукраинского велодня запорожские велосипедисты вновь затронули вопрос велодорожек. «Тогда мы хотели подойти к ситуации нахрапом. Сами люди, которые занимаются велоспортом, предложили хорошее место, соединив парки «Дубовая Роща», Победы, «Вознесеновский» маршрутом вдоль Набережной. Но когда мы начали подходить к этому серьезнее, поняли, что необходим проект. Для того, чтобы не сделать плохо, надо сделать хорошо. 23 февраля мы заложим деньги на проект во время сессии городского совета», – сказал Александр Син.
В следующий раз журналисты поинтересовались ходом разработки проекта велодорожек в Запорожье 11 октября. «С велодорожкой, к сожалению, дела плохи. Мы так и не вышли на проект. Надеюсь, в этом году УКС (прим. авт. Управление капитального строительства) закончит проект, и уже в следующем году выйдем на строительство. Но с велосипедистами, думаю, обсудим проект еще в этом», – оправдывался городской глава.
Все по правилам
Правила дорожного движения гласят: «Велосипедисты должны двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по крайней правой полосе проезжей части в один ряд, возможно, правее». Что же получается на самом деле? Мы поговорили с активисткой запорожского велодвижения Марией Свет: «Вообще, по правилам, велосипедист не имеет права ездить по тротуару. Но для него должны быть специально отведенные места, то есть, велодорожки. В Запорожье их нет. Лично я практически всегда езжу по тротуарам, ибо ездить по дороге – самоубийство. Однако выскажу свое личное мнение относительно велодорожек в нашем городе. Во-первых, по тротуару их особо негде размещать, да и по дороге так же. Если помните, у нас слишком много паркуются вдоль дороги, а дорожка может быть только у тротуара. Я бы не стала ездить по велодорожке в центре дороги или на третьей полосе. Во-вторых, даже если их сделают, менталитет горожан таков, что там будут гулять старушки и мамочки с детьми и при этом нецензурно выражаться в адрес велосипедистов».
Любительница велодвижения Катерина Куклина рассказала свою историю: «Мне 19 лет, я часто езжу на велосипеде, и в один день произошел неприятный случай. Я ехала в районе остановки Грязнова, там была толпа людей, которые готовились переходить дорогу. Всегда езжу медленно и аккуратно, поэтому потихоньку начала объезжать людей. И тут под колеса прыгает мужик и хватает меня за руку, тем самым сталкивая с велосипеда. Хорошо, что я не ушиблась, но зато услышала много брани и нотаций по поводу того, что нужно ездить по дороге. Я все, конечно, понимаю, но выезжать на проезжую часть считаю самоубийством. Понимаю, что несу ответственность, и в моей практике не было случая, когда я кому-то действительно помешала. Такие агрессивные нападки со стороны людей совсем неуместны».
Хорошо, когда попадаются адекватные люди на велосипедах, но есть случаи и с бешеными велогонщиками: «Я часто гуляю по проспекту и иногда беру с собой маленькую собачку. И вот в один такой день я вела собаку на поводке, рядом с нами пронеслись на высокой скорости несколько мужиков на велосипедах. Скорость была такой, что если бы они наехали на собаку, они просто ее задавали. Не думаю, что лучший исход был бы и с ребенком, если такое случилось бы. Такая езда просто недопустима», – поведала девушка, которая попросила не указывать ее имя. Из этого стоит сделать вывод: для велосипедистов есть только один выход – велодорожки. Люди на велосипедах либо рискуют жизнью, либо представляют опасность для пешеходов.
Из практики столицы
К Чемпионату Европы по футболу 2012 года в Киеве, чтобы произвести впечатление первоклассной европейской страны, обустроили велодорожки. Но к сожалению, этот «понт» таким и остался. Разметка велодорожек, скорее, просто для вида, ведь на них стоят урны, агитпалатки, торговые палатки с овощами и фруктами, паркуются машины. Велодорожки не обустроены съездами, дорожные знаки, которые должны указывать на наличие дорожек автомобилистам либо отсутствуют, либо повернуты в другую сторону. Дорожки не имеют логического начала и резко обрываются.
Нет съездов с велодорожки, наверное, думают, что велосипедисты умеют летать (практика столицы)
Я взяла комментарий у свидетеля велосипедных недоразумений в Киеве Руслана Тимошенко: «У нас велодорожки сами по себе фактически отсутствуют. Их одна или две, и то в абсолютно ненужных местах. Хотя на сегодняшний день это становится актуальным. Даже по сравнению с прошлым годом, велосипедистов в Киеве стало, как минимум, вдвое больше, и их «популяция» продолжает расти. По своей сути, тема велодвижения только начинает развиваться в Украине, и она отстает лет на 30 от всей Европы. Там каждый второй на велосипеде, есть велодорожки на каждой улице, а в Амстердаме существуют даже велопарковки, которые насчитывают около тысячи мест, и таких парковок много. В общем, велодорожки – это интересно и удобно, поскольку они обезопасят не только простых пеших прохожих, но и самих велосипедистов от автомобилей и опасностей ДТП».
В Киеве на велодорожках продают носки
Чего ждать в Запорожье?
Ответ на этот вопрос пока неутешительный. Мало того, что у нас обнаглевшие водители, которые на пешеходном переходе не пропускают велосипедистов, еще и люди, не понимающие предназначение велодорожек.
Чтобы сохранить покой пешеходов, велосипедисты, рискуя своей жизнью, вынуждены выезжать на проезжую часть. И часто такие опрометчивые поступки заканчиваются трагически. В Запорожье и области ежемесячно, а летом чаще, велосипедисты попадают под колеса машин. Пресс-служба ГАИ УМВД Запорожской области сообщает о наездах на велосипедистов. Возраст пострадавших самый разный – от 15 до 76 лет. В большинстве случаев велосипедисты получают серьезные переломы и ушибы, а пожилые люди погибают в больнице от полученных травм.
Велодорожки – это не только безопасность пешеходов и велосипедистов, но и переход города на новый уровень. Ведь люди, которые могут добраться по центру в назначенное место на велосипеде, с удовольствием бы воспользовались такой возможностью. А это, в свою очередь, привело бы к разгрузке общественного транспорта и общему укреплению здоровья граждан.
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Алена Воробьева