В наше время на рынке товаров и услуг можно приобрести все, что заблагорассудится. Отдавая предпочтение количеству, а не качеству, мы часто оказываемся в ловушке предпринимателей, которые думают, в первую очередь, о коммерции, а не о нужде потребителя.
Просроченные продукты, ежедневные скачки цен, сокрытие реальных дат изготовления и упаковывания, обсчет и обвес – будни продуктовых магазинов Запорожского края. Сегодня мы откроем вам всю правду о самых популярных уловках.
Как это происходит в Запорожье?
В следствии научно-технического прогресса, который не обошел стороной и наш регион, потребители предпочитают приобретать продукты питания в сетях супермаркетов, нежели, как наши дедушки и бабушки, на продуктовых рынках у знакомой «тети Зины».
Но стоит обратить внимание, что жертвой обмана можно стать не только на стихийных базарах, но и в респектабельных супермаркетах. На первый взгляд, все на благо покупателя – свет, шик, блеск да тачка на колесиках в придачу, чтобы тяжести в руках не носить. Но не все так радужно, как кажется.
Перештамповка дат изготовления товаров и срока годности, обсчет на кассе, обвес – это не миф, а суровые будни запорожских супермаркетов. Чтобы убедиться в этом, мы детально исследовали четыре сети супермаркетов нашего региона и сделали вывод – грешат все без исключения.
В супермаркете №1 мы обнаружили целый букет нарушений – от неумело переклеенных стикеров с датой изготовления до мух, летающих над хлебобулочными изделиями.
Бывшая сотрудница супермаркета Ирина (Прим. авт. имя изменено) на вопрос о целенаправленном обмане покупателей заявила: «Нарушения?! Конечно, были. Каждый день приходилось ставить просроченное молоко, йогурты и т.п. наперед, а свежее назад. Просто в основном люди берут продукты с первых рядов, поскольку думают, что сзади наоборот плохой товар. Стратегических уловок много».
В супермаркете № 2 нас ожидал очередной сюрприз – йогурт из будущего. На стикере стояла дата изготовления, к которой на тот момент оставалось еще два дня. На просьбу прокомментировать конфуз продавец-консультант отмахнулся, сказав: «Ошибочка вышла на заводе, дату перепутали. Не волнуйтесь – свежий. Сама покупаю его». К сожалению, личный выбор этого изготовителя йогурта продавцом-консультантом нас не очень убедил, и мы решили отправиться дальше.
В супермаркете № 3 нарушений мы не обнаружили, но узнали пикантную деталь: на кассе нас могут обсчитать. Со слов бывшего кассира супермаркета это происходит следующим образом: «Намерено никогда таким не занималась, но по случайности грешна. Дело в том, что при вводе кода товара можно нечаянно или намеренно ввести код похожего продукта, только дороже по цене, а невнимательность покупателя играет на руку. Тем более не все по приходу домой проверяют свои чеки. Зачастую их так и оставляют на кассе».
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Интернет-форумы полны «страшилками» о некачественных продуктах на полках супермаркетов, к примеру, о плесени на молочных продуктах. И речь вовсе не о благородном пенициллине. Что становится первопричиной негуманного отношения супермаркетов к потребителям? Огромная текучка кадров, коммерческая сторона, которая требует продать товар «любой ценой» и любым способом, даже если он идет вразрез с законодательством? Это аргументы, но ими, как известно, покупателя не накормить.
Обман покупателей в отечественной торговле – вещь неискоренимая, поэтому следуя поговорке «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», мы обратились за помощью в Управление по защите прав потребителей в Запорожской области, чтобы составить краткий список советов для потребителей, дабы не попасть впросак. С вопросом, как разобраться с ориентацией в сфере товаров и услуг и не стать жертвой продовольственного обмана, нам помог начальник отдела финансового обеспечения, контроля услуг, рекламы и рассмотрения обращений управления по делам защиты прав потребителей в Запорожской области Юрий Животок:
– перед тем, как купить товар, потребитель должен ознакомиться с фирмой, которая его изготовила. Для этого в каждом магазине существует уголок потребителя, где должны присутствовать свидетельство о госрегистрации, свидетельство плательщика налога, разрешение на торговлю и предоставление услуг, выписки из правил торговли или бытового обслуживания, контактные телефоны продавца, книга жалоб и предложений;
– при покупке бытовой техники стоит обратить внимание на маркировку: наименование товара, инструкцию по эксплуатации, что входит в комплект с товаром, срок годности, дату выпуска, страну изготовителя и цену с учетом всех налогов. Обратите внимание: информация на этикетке и в инструкции по пользованию должна полностью совпадать. В обязательном порядке магазин должен выдать гарантийный талон, в котором указывается дата покупки, гарантийный срок товара и печать предприятия, которое его вам продало;
– обязательным условием есть чек, то есть расчетный документ, который подтверждает факт приобретения товара;
– предельно осторожным нужно быть с заказами товаров в интернете. Весьма вероятна опасность стать жертвой обмана, так как мы покупаем «кота в мешке», не зная ни о лице, предоставляющем услуги, ни о его репутации. Поэтому когда курьер приносит заказ, вы имеете право потребовать документы, подтверждающие безопасность и качество товара, а также квитанцию о цене, дате покупки, наименовании товара с указанием продавца;
– категорически не советуем заказывать в интернете различные медицинские препараты. Это большой риск приобретения фальсифицированной продукции;
– не рекомендуется заключать договора о покупке товара на улице. Предприниматель не имеет права навязывать вам товары и услуги своей фирмы, которые вам не нужны;
– при покупке продуктов питания следует обращать внимание на срок годности товара, внешний вид упаковки и ценник. Если вы предпочитаете покупать продукты на рынке, будьте бдительны, особенно при выборе мясных, рыбных и молочных изделий. Обязательным условием является наличие холодильного оборудования. Внешний вид продукта говорит зачастую сам за себя.
Мы провели небольшой опрос, поинтересовавшись у наших горожан, где они предпочитают покупать продукты питания:
Валентина, 55 лет:
«Я не покупаю продукты ни в супермаркетах, ни на рынках. Выращиваю сама на даче. Хозяйство у меня свое: коровка, курочки, поросята. Точно знаю, что свое всегда самое безопасное».
Михаил, 34 года:
«Предпочитаю покупать товар на рынке, потому что так дешевле и ходить далеко не надо»
Карина, 17 лет:
«Моя семья обычно «набивает холодильник» в супермаркете, – улыбается девушка. – Ближе, проще и безопасней, чем на рынке».
Александр, 20 лет:
«Где покупаю продукты? – удивляется юноша. – Я их не покупаю, потому что этим занимается моя жена. Если есть нужда самому что-то купить, то доверяю только супермаркетам. Там меня не обманут».
1. Необходимо указать суть вашей проблемы.
2. Представить расчетный документ, гарантийный талон (в случае с бытовой техникой), в котором должна быть указана дата покупки товара и печать фирмы-продавца.
3. Адрес магазина, где была совершена покупка товара, Ф.И.О предпринимателя.
4. Оставить все свои контактные телефоны и домашний адрес.
Все услуги, которые предоставляет управление по защите прав потребителя – бесплатные!
Фото: studcity.kh.ua
Материал создан в рамках проекта «Создание мультимедийной лаборатории для получения навыков работы с мультимедийными инструментами начинающими журналистами» в рамках программы «Средства массовой информации» при поддержке международного фонда «Возрождение».
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Яна Мостовая, Кристина Дорогих, Алена Нестеренко, Марина Стовбун, Юрий Сойка