Главный редактор журнала «Единственная» Елена Скачко: «Мне повезло хобби превратить в работу, а работу – в хобби»

В интернете о ней практически нет информации, но об ее издании – уйма. Елена Скачко, возглавляющая редакцию «Единственной» уже 15 лет, создала один из самых успешных и известных женских журналов на украинском рынке. Готовность начинать жизнь с чистого листа, преодолевать страх перед отсутствием опыта, не останавливаться перед неудачами, а двигаться вперед, вывели Елену на высокий профессиональный уровень. Каким же образом простая учительница русского языка стала успешным главным редактором журнала «Единственная»? Именно об этом мы поговорили с Еленой.

– Елена, вы работали учителем русского языка. Что повлияло на решение поменять профессию и заняться журналистикой?

– Пришло время и понимание того, что хочется изменений в своей жизни, а поскольку с детства мне было интересно это направление, я решила двигаться в журналистику. Тогда было трудно искать работу, тем более, когда у тебя нет никакого опыта. И вот я стала звонить по объявлениям, на студии. В итоге мне предложили работу корректором в одном издании. Я подумала, что может быть и надо с этого начинать, но вот терпения не хватило, решила, что это не для меня и ушла. Потом был интересный опыт, когда я пошла на кастинг в одну из служб теленовостей. Я по сей день уверена, что все с моими тестовыми заданиями было хорошо, однако меня не взяли.

– Это вас не остановило?

– Для меня это, конечно, был большой стресс, полное непонимание, что и почему. Но сейчас, когда прошло столько лет, я много раз говорила «спасибо» этим людям, которые меня не взяли. Дело в том, что я человек очень стабильный и устойчивый, пойди тогда в эту службу новостей, я бы, наверное, до сих пор там работала. Они же меня подвигли к тому, что надо искать дальше. И как раз поиски привели меня к одному харьковскому журналисту, известному и с большим опытом. Нас познакомили с людьми, которые стали учредителями еженедельника «Теленеделя». Для меня это было очень неожиданно и страшно, совершенно новый уровень и этап, но я согласилась. Четыре с половиной года я отдала этому проекту. Он стал большой школой для меня.

– Чему вы научились за время поиска подходящей работы?

– Могу сказать одно – нужно просто искать свои двери. Другого рецепта нет. Мой совет начинающим журналистам – закатывайте рукава и не отказывайтесь ни от чего, потому что лишних знаний не бывает. Цепляться нужно буквально за все. Меня молодые журналисты сейчас убивают на корню, когда говорят: «Мне мало денег». Хочется спросить: «Мальчики и девочки, а что вы сделали для того, чтобы вам заплатили много денег?». Ведь деньги просто так с неба не падают, они зарабатываются и даются за какие-то выдающиеся заслуги.

– Вам удалось это испытать на себе?

– Конечно. Когда я начинала работать на телевизионной студии, писать сценарии для программ, мне честно сказал режиссер: «Знаешь, у меня нет денег, и я не уверен, что я тебе смогу сейчас платить, но когда появятся, я тебе заплачу». Так вот, он первый раз мне заплатил спустя пять-шесть месяцев после того, как я начала с ним сотрудничать. Я не в обиде, наоборот, очень благодарна, что он дал мне этот шанс. Иногда за учебу надо платить, а в данной ситуации это было просто бесплатное обучение. Это действительно был старт. Не нужно бояться даже бесплатной работы.

– Как вы попали в журнал «Единственная»?

– На том этапе я уже была свободна, потому что уволилась с еженедельника «Теленеделя». Это было мое внутреннее решение, я поняла, что достигла своего пика. Решила отдохнуть и двигаться 

дальше с пониманием того, чего хочу. Пришел тогда творческий кризис, и нужно было прорвать это все. А для журнала как раз искали редактора, и по цепочке передали, что есть вот такие свободные руки. Мне позвонили и пригласили работать. Но самое интересное в этой ситуации было то, что я себе это напророчила.

Как-то шла через пешеходный переход и по привычке подошла к раскладке прессы, увидела странный женский журнал, назывался он тогда «Только ты». Я его купила, поскольку женская тематика всегда была мне интересна. Мне он показался мало профессиональным, непривлекательным, тем не менее, я увидела, что это украинский продукт, мне стало любопытно, я стала его покупать. И в какой-то мере работать над тем, что он мог бы быть лучше, если бы… Когда меня пригласили работать в этот журнал, он уже назывался «Единственная». Я даже не удивилась, для меня это было так естественно, как будто я к этому готовилась все время.

– Не имея опыта, вы все же рискнули попробовать себя в роли главного редактора. С какими трудностями столкнулись, перейдя на новую должность?

– Во-первых, я абсолютно не знала специфики и принципов журнальной деятельности. Во-вторых, я первый раз вышла на работу в журнале «Единственная» за три дня до сдачи номера. Я увидела огромное множество ничем не заполненных, пустых полос, которых, как известно, в типографию никто не приносит. Я помню этот сумасшедший дом, как мы за три дня заполняли эти полосы. Но я рада, что начала все делать «с колес», таким путем я гораздо быстрее всему научилась. Не нужно ничего бояться. Нет ничего невозможного. Когда говорят: «Я в этой теме ничего не понимаю», хочется сказать: «Ну, погрузись в эту тему и разберешься». Журналист – это в некотором роде дилетантская профессия, мы должны знать все по чуть-чуть, но при этом понимать, где найти глубинный ответ. Потому что знать все самому невозможно.

– В вашем издании большой творческий коллектив. Какие качества вы цените в своих журналистах?

– У меня замечательный коллектив, и так было всегда. Я из тех людей, кто терпеть не может командный тон и воздействие кнутом на человека. Я человек акцентуированный в какой-то мере, но однозначно не авторитарный. Поэтому я всегда выбирала коллективы очень ответственные и сознательные, которые сами зажигаются идеей и четко понимают, что от них хотят, людей очень гибких, которые готовы экспериментировать, искать, не бояться переделывать. Вот эта в некотором роде взрослость, не зависимо от возраста, эта гиперответственность очень важны для меня. Ну, и, безусловно, ведущими качествами здесь является креативность, талант, любовь к изданию, в котором ты работаешь. Если ты его не любишь, ты ничего хорошего для этого издания не сделаешь.

– В чем же состоит секрет успеха вашей журналистской деятельности?

– Когда издательский дом «Эдипресс» приобрел наш журнал, мне сказали: «У тебя есть понимание и чутье». Они сформулировали мысль, что главное качество хорошего редактора – грандиозное чутье. Человек должен предвидеть и предчувствовать тенденцию того, что будет актуальным, нужным, интересным, востребованным. Поэтому важно слушать себя глубинно, развивать в себе эту интуицию. И это обязательно выведет на какой-то правильный путь.

– Чем для вас является работа: способом заработать деньги, возможностью реализовать себя или чем-то другим?

– Я очень ленивая по сути своей, поэтому всегда искала занятия, которые меня поглощают полностью. Ребята-телевизионщики говорили мне, что работа есть работа, а хобби есть хобби. Но о себе могу сказать: я очень счастливый человек, так как столько лет хожу на работу с большим удовольствием. Мне даже иногда стыдно за ощущение того, что называется работа. Потому что для меня это то, что приносит огромное удовольствие, это творчество, это коммуникация, это возможность все время что-то придумывать, двигаться вперед. Мне повезло хобби превратить в работу, а работу – в хобби. И сделать из этого симбиоза что-то достаточно профессиональное и востребованное.

– Какой совет вы можете дать начинающим журналистам?

– Мой совет молодым журналистам – стучитесь во все двери, закатывайте рукава, не бойтесь работать бесплатно, ведь не бывает лишних знаний.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Юлия Чухно