В Запорожье заглянул международный фестиваль документального кино о правах человека «Docudays UA»

Четыре разных взгляда на документалистику представил запорожцам 5 ноября 10-ый Странствующий международный фестиваль документального кино о правах человека «Docudays UA». Гости фестиваля воодушевленно обсуждали как эстетику фильмов, так и их идею, а так же проблемы общества.

Первый документальный фильм репортажного характера «Ліки за ґратами» рассказал о нарушении прав человека на жизнь без боли. Ведь проблема фильма заключается в том, что наше государство сделало все возможное, дабы наркотическое обезбаливающее не дошло до больного. Интересно, что фильм не захотел показывать ни один украинский канал. Сама же проблема вообще не афишируется.

text-align: justify;”>
Понять реальность и увидеть многогранность жизни, но понять исключительно по-своему – такую возможность дала зрителям лента «Земля слепых» литовского кинорежиссера Аудрюса Стониса. В этом фильме не слышно ни слова, звуки и музыка приглушены, отчетливы лишь шум дождя, возня животных в сарае, скрип колес инвалидной коляски. Слова агрессивны и узки для интерпретации, считал Стонис, изображение оставляет больше свободы.

В этом документальном фильме старость, слепота и инвалидность – не дефекты, а некий дар. Дар более глубокого и мудрого восприятия мира. Старость вообще интересна. Она как процесс освобождения от тела. Гордыня, гордость, страсти – все исчезает, взамен приходит нечто другое.

«Моих персонажей всегда окружают кастрюли, ведра и коты. Все это – их история. Это не простой стул – на нем сидели тысячи людей. Когда я показываю его, это заметно, тут не нужны лишние слова. Можно рассказывать историю человека словами, а можно кастрюлей, кружками или другими вещами, которые его окружают», – говорил о своей картине Аудрюс Стонис.

Как оказалось, документальное кино можно снимать и в анимационной форме. Фантазию поражает греческая трагедия, разыгранная бельгийскими петухами в мультфильме «Марсель, король Тервюрена» Тома Шредера. Петух Марсель переживает птичий грипп, алкоголь, снотворное и своего сына Макса. Хоть он и слепнет на один глаз, проиграв бой за трон сыну, войну выигрывает именно Марсель. Он остается королем Тервюрена. Особую пикантность творению придает достаточно простой стиль рисовки с эффектом незавершенности, а также простота, эмоциональность и искренность рассказчика. 

Еще одна шедевральная лента – анимационный фильм «Мадагаскар». «Огромное количество туристов сейчас бороздят просторы нашей планеты, обвешанные фотоаппаратами и камерами. Хоть круглые сутки снимай все вокруг себя. Но это не интересно. Всем уже надоели одинаковые снимки из Египта и Турции. Здесь же взято, по сути, то же самое видео, его загрубили фильтрами, придали эффект анимации, частично добавили рисованного материала, частично компьютерной графики, коллажей. В итоге режиссер создал смешанную технику, тем самым заставив работать нашу фантазию. Задача любого настоящего искусства – заставить человека работать умом и душой, включать все свои чувства. Вызывает ли у меня этот фильм желание посетить Мадагаскар? Да. Потому что, в первую очередь, подобный документальный фильм открывает атмосферность тех земель, ментальность народа и ощущения туриста гостившего в тех краях», – прокомментировал фильм организатор странствующего кинофестиваля в Запорожской области Игорь Гармаш.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Марина Ботнарева