Гиперреальность в романе Бегбедера «99 франков».

…счастливые люди – не потребляют.
                                                                                  Фр. Бегбедер «99 франков»
 
 
     В современном мире постмодернизма реальность симулируется, фабрикуется, вытесняется искусственно созданной системой симулякров. Симулякр это результат процесса симуляции,  порождение «гиперреального при помощи «моделей реального», не имеющих собственных истоков и реальности». В результате мы не имеем истинных образов, а лишь симуляцию этих самых симулякров. Таким образом,  возникает особый мир, мир моделей и симулякров никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальнее, чем сама реальность, – этот мир, который основывается лишь только на самом себе, называют гиперреальностью. А симулякры являются составляющими частицами гиперреальности , они же являются и продуктами ее деятельности.
      Герой Бегбедера в романе «99 франков» – рекламщик-креатор, идеолог рекламы, влияние которой исследуются в романе: «Рекламный тоталитаризм – вещь куда более тонкая, тут легко умыть руки. Эта разновидность фашизма хорошо усвоила уроки провалов предыдущих режимов». Рекалама создает гиперреальность, ее слоганы звучат как аксиомы, претендуя на роль морально-философских максим: «Я трачу, следовательно, Я существую».
     Ироническое «опровержение» Декарта служит знаком замены истины ложью. Таким образом, реальность становится иллюзорной, а гиперреальность истинной, фабрикуемой телеэкранами, идет подмена одних понятий – другими.
     Главный герой романа, Октав Паренго говорит: «Куда ни плюнь, всюду царит моя реклама. Я запрещаю вам скучать. Я мешаю вам думать. Терроризм, именуемый «новинкой», помогает мне впаривать вам пустоту». Слово «пустота» здесь не случайно, ведь именно оно доказывает тот факт, что это не реальность, а симуляция.
     Стоит отметить, что даже структура романа, сложное кодирование позволяет  читателю пребывать в разных виртуальных реальностях, иногда без надежды понять, которая из них истинна (например, когда разворачивается интрига с самоубийством Марка или «рекламная пауза» после глав).
   «Ты  носишь  костюм от  Эрика Бержера, рубашку "Hedi Sliman" из магазинамужской одежды "Сен-Лоран – Рив Гош",  туфли от Берлути, часы "Royal Oak" от Одма-ра  Пиге (в ожидании-новой модели – "Samsung Watch Phone" со встроенным мобильником),  очки   "Stark-Eyes",  трусы  "Banana-Republic",  купленные  в Нью-Йорке» (Бегбедер «99 франков»). Мы видим, что не только реклама диктует нам какие вещи нужно покупать, внушает нам необходимость этой покупки в принципе, но и диктует способ жизнь, образ мыслей. С помощью симулякров-брендов, -логотипов, -людей, -предметов роскоши и -показателей достатка и самодостаточности, создается гиперреальный мир, в котором мы живем. Октаво говорит: «До чего  ж это приятно –  влезать к вам в мозги! До чего  сладко владеть вашим правым полушарием! Ваши желания больше вам не принадлежат –  я навязываю  вам свои  собственные». Каждый день нам навязывают то, что мы должны купить, то, что нам должно нравиться, и то, как нам надо жить.
     Мир озабочен идеей «нового гедонизма», люди бегут от Одиночества (которого у них и не было, пока они им это не внушили), ищут спасения у телевизора, в Интернете, наркотиках, модных журналах, кофе по утрам и фитнесс залах. Они живут как бы в другом измерении, находясь среди псевдодрузей в псевдореальности, в которой они якобы кому-то нужны. Современный человек, полагает Бегбедер, «ушел в иной мир. Он вроде бы не умер, но и не жив». Мир ирреален, если десять заповедей Креатора заменили десять заповедей Христа, а в пещере Платона вместо теней реального мира – экраны телевизоров, говорит писатель, то логос уступил место логотипу.
     Отвечая на вопрос, возможно ли жить вне системы симулякров, я вернусь к эпиграфу: «Счастливые люди – не потребляют», в противопоставление которому звучит рекламный слоган: «Я трачу, следовательно, я существую». Дело в том, что жить вне системы симулякров теоретически возможно, но практически (на практике) нереально. Так или иначе, человек существо социальное и не может жить вне правил, которые общество ему диктует. Другой вопрос в том, может ли изменится координально ситуация в современном мире?
   Возможно, мир постмодерна будет мёртв через десяток лет и неизвестно, что придет ему на смену. Возможно, через десяток лет культ стиральных порошков и йогуртов канет в Лету, в моде будет «существование» в самой что ни на есть настоящей реальности (реальное общение вместо социальных сетей), поменяются приоритеты в системе отношений «товар для потребителя – товар как источник дохода». Мы говорим именно о моде, так как интересы общества меняются (хотя опять-таки под влиянием тех же симулякров!). Об этом мы читаем и у Бегбедера: «С тех пор мода ушла далеко вперед: теперь  было принято не  хвастаться  своими успехами  и  своей работой, а  косить под нищего и никчемного лодыря. Лузеры стали  крайне  популярны  в  первые  месяцы  нового  века.  Профессионалы  и трудоголики  старались  как можно  больше походить  на  бродяг без  гроша  в кармане. Пришел конец  стилю Сегела, с его шумными, загорелыми,  вульгарными парнями,  обвешанными  цепочками;  конец   рекламе  в   духе   Ридли  Скотта (венецианские  жалюзи и  вентиляторы  на  потолке). Она, реклама, как  и все остальное, подвержена модным веяниям: в 50-е годы держалась на каламбурах, в 60-е – на комедиях, в 70-е – на молодежных тусовках, в 80-е – на зрелищах, в 90-е –  на контрастах».
   Таким образом, как бы ни хотелось нам это признавать, реальность и гиперреальность сосуществуют очень тесно, так тесно, что иногда они даже не могут существовать друг без друга, и рамки между ними установить становится невозможным.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Влада Ващенко