Из глубины веков тянутся, будоражащие многие умы, мифы и легенды, связанные с существованием древнеегипетской цивилизации. Они зачаровывают своей загадочностью и окутаны невероятной тайной. Именно поэтому меня и заинтересовала культура Древнего Египта, и в частности, божества египетской мифологии.
Рассматривая древнеегипетские божества, мое внимание привлекла богиня Хатор (или Хатхор), чье изображение не было зооморфным. Оказалось, что для большинства богов, в том числе и для Хатор, особо нет строгих правил иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Интересно, что изображение в Древнем Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а представляет собой метафору.
Что касается Хатор, сегодня о ней пойдет речь, в большинстве случаев богиня предстаёт в человеческом облике, причём она носит на голове коровьи рога с солнечным диском между ними. Согласно одному из мифов, Хатор должна была поднять на небо на своих рогах юного солнечного мальчика. И наконец, носительница солнца сама приравнивалась к солнцу, при этом её интерпретировали как глаз Солнца.
Хатор имела различные персоналии: она была и воинственной беспощадной львицей Сехмет (рис. 2),
Рисунок 2 Рисунок 3
и мирной защитницей домашнего очага кошкой Баст (рис. 3),
и по-матерински нежной коровой Хатор и Бат, и даже небесной Нут (рис.4).
Рисунок 4
Кроме того, нет практически никакой разницы между Хатор, женой Амона – Мут (она также была глазом Ра), и женой Атума – Юсаасет. Они могли изображаться также, как Хатор, потому что были одной и той же персоной. Позже Исида будет тоже изображаться как Хатор. В общем, для того, чтобы разобраться в божественных узах нужна ни одна ночь и ни один стакан кефира (хы-хы 😉
Атрибут Хатор – музыкальный инструмент – систр, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу и охраняющий от злых духов (рис 5).
Рисунок 5
Систр — музыкальный инструмент-трещотка, состоящий из рамки с металлическими подвижными стержнями. Навершия систров обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке изображали лицо Хатхор (или Исиды) и богини-кошки Бастет. Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор — её храме в Дендера (арабск.; египетск. Иун-та-нечерт).
Также на изображениях мы видим в руках у богини анкх, скипетр, иногда присутствует изображение лотоса – сесен. Коровьи рога с диском солнца обвивает змея – урей.
Урей являлся символом королевского величия, силы жизни и смерти, способности править и уничтожать врагов Ра (рис 8).
Цветок лотоса – сесен – знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце (рис 9).
Рисунок 8 Рисунок 9
Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта) в качестве креста. На многих изображениях Боги держат анкх в руке или передают его людям. Анкх один из важнейших древнеегипетских символов со значением "жизнь" ("бессмертие"), известный также как "крукс ансата". Знак очень прост, но могущественен. В нём объединены два символа – крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса). Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире (рис 10).
Скипетр встречается в виде посоха с цветком (1) , либо изображают Скипетр Уас (2). Уас был в древние времена видом фетиша, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Уас состоит из раздвоенной внизу палки, которая вверху оканчивается головой животного (шакал). В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья (рис 11).
Рисунок 10 Рисунок 11
Изображают Хатор в красной одежде. Красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, символизирует жизнь и возрождение. Присутствует также синий цвет – символ неба, жизни, возрождения. Богиню Хатор называли «Золотой богиней»: желтый диск солнца – символ вечного. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.
Центр культа богини Хатхор – Дендера, но её почитание было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае.
Уже в Древнем царстве Дендера была главным культовым местом Хатор; её культовый символ – круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере – две женские головы с коровьими ушами. Богиня считается "женской душой с двумя лицами".
В дендерском храме все пропитано духом Хатхор, все отображает поклонение богине.
Очень много разной и интересной информации о богине Хатхор я нашла (здесь я рассказала далеко не все), но для меня все же остаются много непонятного, особенно почему богиню Хатор называли «Изумрудом Синая» и что означает изображение богини Хатор и фараона Сети І (рис. 12), какая связь существует между ними.
Рисунок 12
Если кто-нибудь знает ответы на эти вопросы, добро пожаловать в комментарии 😉
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Влада Ващенко