Нерушимые истины
Часть первая
О чем «говорят» наши мысли?
Вы когда-либо задавали себе вопрос о том, насколько серьезно относитесь к своим поступкам и действиям? В случае с журналистами данный вопрос можно отнести к письму. Сколько раз, пытаясь создать ту или иную статью, Вы задумывались над глубиной своих рассуждений и познаний в выбранной тематике? Насколько хорошо Вы ориентируетесь в том или ином вопросе, описываемом в своей публикации?
То, о чем Вы пишете, ровно, как и то, и о чем думаете – показатель Вас самих, Вашего внутреннего «Я». Когда в свет выходит статья, материал или какая-либо рукопись, стоит помнить о том, что каждое Ваше слово может привести к тем или иным последствиях. Именно поэтому нужно знать, что наше мышление может иметь свои плоды, а значит и последействия. Как гласит народная мудрость: «То, что написано пером – не вырубишь и топором». Пусть пройдут столетия, но потомки, открыв Ваши работы не должны краснеть, испытывать чувство стыда и нести ответственность за когда-то сделанные предками действия. Будьте бдительны!
Даже если Вы работаете рейтером или копирайтером и продаете права собственности на материал заказчику при получении финансового вознаграждения, помните, что волей случая, однажды, Вы можете, при поиске очередной информации, случайно зайти на тот сайт, контент которого заполнен Вашими «произведениями искусства». Что Вы почувствуете в этот момент? Будет это стыд или гордость, зависит от того насколько сильно Вы продались заказчику в погоне за лаврами и финансовой прибылью.
В Вашей голове всегда должна присутствовать лишь одна мысль о сохранении чувства собственного достоинства и некоего патриотизма, а также любви к своему народу, которая, как нерушимый постулат ведет по тернистому «писательскому» пути лучших работников и представителей масс медиа.
P.S. Не стоит воспринимать материал лишь, как «сгусток» помпезных и громких слов. В жизни все происходит довольно банально.
Часть вторая
Сделка с совестью
Журналистский труд имеют свою особую специфику. Авторам репортажей, да и обычных статей, блогов, порой приходится делать осознанный выбор между правом на высказанность, совестью и такими понятиями, как материальный достаток, статус, возможные гонения или неприятия материала, запреты на право публикации, недозволенность описаний, прочее.
Весы правосудия находятся в постоянном «движении». Если Вам на минуту или хотя бы доли секунды показалось, что та маленькая доза неправдивой, лживой или недостоверной информации не причинит вреда общественности и станет незаметным айсбергом в океане всемирного потока сведений, Вы ошибаетесь. Многие журналисты и писатели делают самую распространенную ошибку – не берут во внимание массовость восприятия материала.
Для примера можно привести работу СМИ во все проявления: телевидение, радиовещания, журналы, газеты и такой популярный вид заработка, как фрилансирование. Давайте остановимся на последнем.
На теперешний момент практически каждый, кто может более или менее правильно сформулировать свою мысль, в независимости от образования и специальных навыков, может работать в качестве копирайтера или, как минимум, рерайтера. Напомню: рерайт – это перепись уже существующего материала (исходника) в соответствие с нормами, предъявляемыми заказчиком, для достижения уникальности текста; копирайт – это создание новой статьи на основе уже предоставленного материала, идеи, заголовка, или же подача мыслей автора, которые должны придерживаться одной, уже указанной работодателем, тематики. Мы сейчас говорим о реальных работах, а не о том, как все эти понятия должны выглядеть в идеальном виде. Прочитав в интернете или любом другом источнике термины «рерайт» и «копирайт» Вы подвергаетесь заблуждению, поскольку в жизни все эти понятия трансформируются, а порой проходят длительный процесс реорганизации и подаются именно в том виде, который описан выше.
Итак, описывая тот или иной материал, когда нам уже дана тема, детально прокомментированы требования к тексту и указан уровень уникальности текста, которого нужно достичь исполнителю, мы сталкиваемся с дилеммой. Требуемые от исполнителя материал одни, а моральные ценности идут наперекор им. Что же делать в данной ситуации? Ответ прост, поскольку все самое гениальное всегда находится на поверхности. Умные и опытные работники пера в данном случае идут на сделку с собственной совесть: некоторые полностью «продаются», а подобных бескрайнее большинство, за достойное вознаграждение, другие же, могут и вовсе не браться за работу. Но есть и третий вид работников, которым порой приходится не просто проявлять таланты в сфере написания публикаций, но и выделяться среди прочих, в роли тонких психологов.
Для того чтобы читателю была ясна идея и замысел статьи, а также показать «не голословность» материала, будет не лишним привести пример. За пример возьмем всем доступный и известный, давно нашумевший материал о бирже вкладов под названием «МММ». Вы можете встретить самые различные названия: «МММ 2012», «МММ 2013», «МММ: Россия. Казахстан, Украина…», прочие. Это не важно. Главное, что МММ – это не средство заработка, а лишь тонкая грань, где кому-то повезет, а остальные останутся без ничего. Представьте, что Вы писатель, то есть, реальный исполнитель заказа. Вам приходит интересное предложение с достойной оплатой. В требованиях указывается, что Вы в обусловленные сроки должны создать серию статей о бирже «МММ» и высветлить материал с различных сторон, но только в позитивном ключе! Что же делать? Как можно написать об «МММ» в позитивном ключе, заранее зная, что это не более чем наживка для мелкой «рыбки»? Написав статью с хвалами о том, что вклады принесут немыслимые богатства, Вы должны понимать, что банкиры, бизнесмены и другие состоятельные люди навряд ли начнут играть в «кошки-мышки» и рисковать своими вкладами. Поэтому для начала определите публику, которой «вскармливается наживка». В нашем случае – это «простые серые». Выражаясь иными словами – рабочий класс. А что имеет рабочий класс в наше время? Да буквально ничего: жизнь от зарплаты до зарплаты и утопические идеи, мечты и стремления к лучшей, счастливой жизни. Конечно же, никто не упустит шанс обогатиться за несколько месяцев и увеличить свои вложения. Не стоит забывать и о том, что со стороны публикаций (масс медиа, интернет порталов и т.д.) на аудиторию оказывается сильное психологическое влияние, а порой и немыслимое давление. Зайдите на любую страницу интернета и увидите массу объявлений, которые призывают публику к легким заработкам, «тонны» статей издаются со вставленными, так сказать, незаметными ключами, в которых говорится, что вклады – это прибыльно, надежно и действенно. Люди, поглощающие всю информацию, в совокупности со своими многочисленными будничными проблемами не задумываются над тем, что богатые и состоятельные НИКОГДА бы не поделились секретом своего успеха. Можно привести нелепый, очень абстрагированный, но правдивый пример. Если бы Вы подошли на улице к человеку, который владеет миллионами и спросили у него секрет его богатства, что бы он Вам на это ответил? Конечно же, это человек не стал выкладывать все свои козыри и говорить, как заработать. Это нелепо!
Так вот вернемся к нашей ситуации. Весь ее трагизм заключается в том, что писатель может лишить некоторые слои населения, не только кровью и потом заработанных денег, но также и самого главного – веры. Но о последействиях провоцируемой ситуации мы поговорим в разделе «Последствия».
Многим представителям письма придется еще не раз столкнуть с проблемами востребованности информации, дозволенности ее распространяя и понятиями, которые лежат в глубинах наших душ. Готовы ли Вы пойти на сделку со своей совестью, если Ваш непосредственный руководитель, от которого зависит Ваша карьера, дальнейшее благоустройство в жизни, репутации и финансовый прирост, скажет создать ложный материал и «вскормить» его общественности дабы затуманить их разум?!
Часть третья
Умышленный выбор
В данном разделе стоит упомянуть о том, что каждый человек, а в особенности журналист, совершая тот или иной выбор должен осознавать всю серьезность последствий. Умышленно став на сторону «правых», «левых», «Белых», «черных», «добра» или «зла» Вы тем самым также делаете выбор в чью-либо сторону. Но при этом необходимо осознавать, что
что все эти понятия не более чем условны. Грань между первым и вторым настолько тонкая, что ее можно сравнить только с хождением по острию ножа: небольшой «недобор» или «перебор» может иметь фатальные последствия. В сфере письма «недобор» – это всегда недосказанность, недостаточная выраженность, плохо раскрытый и не высветленный материал. «Перебор» – это насаждение своего мировоззрения, обусловленное пропагандой четко выраженной позиции автора.
Статья или любой другой вид материала всегда должен иметь некую недосказанность. Можно назвать это риторическим троеточием. Читатель сам должен сделать выводы. Право автора – максимально независимо показать материал во все его красках, дать ЗРИТЕЛЮ посмотреть на него со всех сторон и САМОСТОЯТЕЛЬНО сделать выводы. Когда Вы описываете что-то только с одной стороны – это уж своего рода «предательство». Вы как профессионал должны помнить о том, что не имеете никакого морально-этичного права предать свою публика, ведь она верит Вам, она пойдет за вами и воспримет ваше слово, как единый и нерушимый союз права, свободы. Вы – писатель, а писатель – это всегда власть. Как вы поступите со своим читателем, пойдете ли на сделку с совестью? Или не смотря на все социальные нормы и гонения, все же предоставите материал, в его первозданном виде придав ему правильной и лаконичной огранки? Задайтесь вопрос «Что сделаете Вы?».
Ответ в данном случае можно не озвучивать. Поскольку вопрос является риторическим. Это лишь маленькое напоминание о том, что Вы, имея власть (имеется в виду воздействие на публику посредством подачи информации) можете использовать ее безграничные возможности, а вот как Вы будете это делать и воплощать свои амбиции в жизни, решать только Вам самим.
Часть четвертая
Право на голос
Помните, что у всех есть право на голос. Как бы там ни было, мы живет в демократичной стране, где явных проявлений насаждения тоталитарного режима нет. Если вы не можете выразить свои мысли и чувства прямо, или боитесь это сделать, существует масса способов сделать это: зарегистрироваться в социальных сетях под вымышленным именем, разослать напечатанные брошюры, создать аудиозапись и разослать пользователям Рунета, прочее.
Никто не заставляет Вас идти на нелюдимую работу, делать то, что Вы не хотите, заниматься тем, что вам не приносит удовольствия. Конечно же, Вы думаете иначе, ведь у нас так положено еще со времен СССР. На генетическом уровне вместе с другими навыками и возможностями нам передалось чувство страха, невысказанности, порабощения и т.п. Каждый биться потерять нелюбимую работу, которую с таким трудом обрел, ведь «Свято место пусто не бывает», другие в соответствие с правилами этикета придерживают свое мнение при себе, третьи «хоронят заживо» свои амбиции дабы не показаться слишком вычурным, не быть отверженным обществом, заслужить чье-то совершенно ненужное уважение…конца этого списка нет. Но Вы же журналисты и этого у Вас не отнять никем, никогда и не при каких обстоятельствах. Если Вы хотите само выразиться, да, учитывайте социальные нормы, правила поведения в обществе, будьте культурными и воспитанными, но при этом само выражайтесь, доносите до ума других людей новые, незапятнанные истины. При учете всех правит и норм все же можно существовать и привносить что-то светлое. Порой это могут быть неприятные новости, но, тем не менее, таким образом, Вы не обрекаете нашу страну и судьбу ее людей на порабощение, неведение и постоянное чувство недосказанности. Несите в массы только то, что действительно заслуживает внимания, будь то трагедия или счастливый случай, прецедент. Вы не ребенок, которому все простят, Вы взрослый человек, у которого уже получается сформировать собственные мысли. Если Вы уже их сформировали, то пусть они будут лаконичны и до конца осмыслены. Не разбираетесь в теме – не беритесь за перо даже для того чтобы в последствие положить запись под сукно, ведь кто-то может ее найти, прочитать и понести в народ неправильно сформировавшиеся «истины».
Часть пятая (заключительная)
Последствия Вашего выбора
Как мы уже ранее упоминали: каждый поступок приводит к каким-либо последствиям. Вернемся к случаю с вложениями, который служит этой серии статей в виде яркого примеру.
Вы написали статью, люди поверили, вложили средства, которые долго собирали, заняли или взяли кредит в банке, что дальше? А дальше есть только два варианта, которые в конечном итоге приведут только к одному – потере. И имеется в виду не только потеря средств, но и морально этичных ценностей, истин, веры, надежды и главное видения светлого будущего.
Надежда, которая, как принято считать, умирает последней, после таких проделок может исчезнуть. Если человек обрек себя на большой кредит в надежде на то, что сможет получить деньги и мало того, что их не получил, но теперь еще и не в состоянии оплачивать банку проценты, он рискует вовсе утратить оставшееся, ведь в банке могут отобрать за неуплату оставшуюся собственность. В самом худшем варианте человек или остается нищим, либо его могут привлечь к уголовной ответственности. Именно в этот момент может наступить этап отчаяния.
А что делает отчаянный человек, Вы знаете, к чему может это привести? Нет, тогда сделайте экскурсию по маленьким городам, селам и увидите, как люди спиваются, потому что не могут отдать долги, как кредиторы мораль и не только «ломают» когда-то успешных семьянинов. Некоторые морально-неустойчивые персоны могут дойти до мысли о суициде. Другие же, для того чтобы выбраться из долговой ямы могут пойти грабить. Вот они, реальные последствия без йоты приукрашивания. Это самая банальная реальность!!
Не думайте, что это авторский домысел или сильно сгущенные краски. Нет. Для подтверждения Вы можете взять статистические сведения и почитать ссылки, в которых черным по белому показаны все события, произошедшие хотя бы во время недавнишнего кризиса. Если Вам кажется, что он не ударил по населению, копните глубже и увидите правду, ту правду, о которой у нас не принято говорить вслух, а тем более писать.
«Эффект бабочки» – вот как я могу это назвать. Вы запускаете систему, которая действует: хорошо или плохо.
Последствия…, что это для Вас, господа будущие журналисты?!
С ув., Рина Асобина
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Рина Асобина