Фотокорреспондент Юрий Жук: «Как говорится, чтобы нарушать законы композиции, сначала выучи и прочувствуй эти законы»

Многим кажется, что фотография – дело простое, а отснять событие для газеты или журнала и того проще. Но не все так легко, как кажется с первого взгляда. Фотоиллюстатором может быть каждый, но профессионализм приходит с опытом. Об этом и многом другом «Порогам» рассказал фотокорреспондент запорожской газеты «Суббота +» Юрий Жук.

– С чего началось ваше увлечение фотографией? Почему именно фотография, а не что-то другое?

– Увлечение фотографией началось с магии красной комнаты. Это понятие пленочной фотографии. Тогда снимки делались на пленку, потом пленка проявлялась, и только после в комнате с красным фонарем проявлялся готовый снимок. Было очень интересно, что момент, который уже прошел, проявляется в том виде, как увидел его я. Но фотография долго просто сопровождала меня по жизни как увлечение, хобби. Я не планировал стать профессиональным фотографом, хоть временами мечтал быть стрингером. Это не то, о чем вы могли подумать. Стрингер – это фотограф, ни на кого не работающий, который выбирается в горячие точки, внедряется в круг, к примеру, афганских террористов и «изнутри» делает репортажи, а потом уже предлагает их агентствам. Такая вот романтика (улыбается, – авт.)!

– Как долго вы работаете фотокорреспондентом? В газету «Суббота +» попали случайно или это было вашей целью?

– Фотокорреспондентом я работаю всего лишь около года. И в «Субботу +» меня привело «провидение». Я долго работал телеоператором, затем ушел в рекламу, где преуспевал несколько лет. Позже занялся коммерческой съемкой (портфолио, свадьбы и прочее). Но знаменитый кризис немного подкосил фоторынок. В результате у меня осталось много свободного времени. Я не планировал работать фотокорром, просто, чтобы не терять навыки, решил снимать репортажи интересных мне мероприятий. Однажды после концерта группы «Крапка» ко мне обратилась журналистка сайта «Субботы +» с просьбой использовать мои снимки в материале. Я не возражал и к слову добавил, что не против в других случаях делится снимками. Позже пару-тройку раз я еще снимал для «Субботы +». И в один момент журналистка предложила мне попробовать устроится к ним на работу фотокорром, поскольку прежний уходил. Я пришел к Богдану (Богдан Василенко – главный редактор газеты, – авт.), коротко поговорили и все – я в штате «Субботы +».

– Наверняка вы сделали за свою жизнь много фотографий. Какая из них самая любимая и почему?

– Да, я сделал много снимков, но любимый… Я не буду оригинален, если скажу, что почти все художники со временем смотрят на свои работы иначе. Случается, что во время съемки возникает ощущение, что я творю шедевр. А когда я рассматриваю крупно, глубоко разочаровываюсь. Бывает и наоборот – снимок нравится много лет, а потом приходит разочарование. Художник не должен стоять на месте, я смотрю работы коллег, постоянно учусь. Поэтому не могу выделить одну карточку.

– Что, прежде всего, важно запечатлеть во время съемки на мероприятии? Саму его идею или эмоции людей?

– Хороший вопрос. Коротко отвечу – и то, и другое. А дальше нюансы. Зависит от формата репортажа. Если это иллюстрация в виде одной картинки к текстовому материалу, то необходимо передать суть и настроение в одном снимке. Если это фоторепортаж, всегда важен контакт (эмоции, настроение). Я обожаю фоторепортаж за то, что есть возможность запечатлеть настроение события и передать его другим

– Насколько реально передать все событие в одной фотографии?

– Это реально, но есть много «но». Хорошее событие имеет целую гамму эмоциональных и событийных оттенков, и они всегда не в одной локации. Простой пример – концерт: есть работа музыкантов, а есть реакция публики. И можно это передать одним снимком. А есть другой пример, одна из любимых карточек, там, где во время беспорядков после футбольного матча пара целуется на дороге на фоне бесчинств фанатов и усмирения их полицейскими. Там есть целая история. А этот кадр – случайность, просто вовремя увидел и нажал спуск. В этом счастье и удача, и талант репортажника. Прикрепил пример – просто снимок с настроением, а всего события не видно, без текстовой расшифровки не понять, но настроение есть. Поэтому отвечу еще раз: скорее всего, все в одной карточке передать нереально.

– Что интереснее – постановочное фото или случайное?

– Мне интереснее репортаж. Это мое. Кому что по душе. Я нашел себя в репортаже, долго и неумело тыкаясь об углы постановки. Бессмысленно говорить, что важней и что сложней. Просто мне по душе фоторепортаж.

– Применима ли знаменитая фраза «Я всегда с собой беру видеокамеру» к вам и вашей ФОТОкамере?

– К сожалению, нет. Моя техника не совсем миниатюрная и не совсем дешевая. Я стараюсь по возможности быть с камерой, но, увы, не всегда выходит. Планирую завести карманную «мыльницу», тогда вопрос будет решен. Это необходимо, ведь ты в любой момент можешь стать свидетелем события или увидеть что-либо прекрасное. А «мыльницы» сейчас на многое способны, пусть ограничен в возможностях, но событие заснял.

– Стопроцентно есть что-то такое, что вы еще не снимали. Если ли какая-то задумка, не воплощенная в жизнь? Может быть, конкретный жанр, в котором еще себя не пробовали?

– Ню. Не снимал и не планирую. Не потому что ханжа. Для меня это сложный жанр – там важен свет, архитектура, идея. Ты должен заранее построить кадр. Я из тех фотографов, которые даже на постановочной съемке заранее в тихом кабинете не строят кадр в мыслях и раскадровках. Я импровизирую, пытаясь создать настроение. А ню такого не терпит. И терпеть не могу предметку, я люблю людей. На всякий случай расшифрую: предметка – это предметная съемка (кольца, украшения, еда).

– Во время работы были ли какие-то курьезные моменты? Или, наоборот, сложные?

– Сложные и курьезные, разумеется, были. Навскидку на ум приходит съемка свадьбы. Начинаю снимать у невесты. Захожу в дом, а там паника. Невеста не в настроении, фыркает, в ужасе, что и то не так, и это… Проходит 20 минут – все в ажуре: смеется, есть настроение – и в результате теплые кадры. Тут важно понять, что знание законов композиции и экспономерии не делает человека фотографом. Фотограф (в случае коммерческой съемки) генерирует позитивное настроение и ищет суть, радость момента. А в репортаже на помощь приходит наблюдательность и знание приемов. Как говорится, чтобы нарушать законы композиции, сначала выучи и прочувствуй эти законы.

– Бытует мнение, что фотографом/фотокорром может быть любой человек, хотя бы один раз державший в руках камеру.  Есть ли в этом зерно правды?

– Прогнозируемый ответ – нет. Но каждый может быть фотоиллюстратором. Фотокорр – это журналист, который видит ситуацию с точки зрения зрителя. Знает, что и как подать. Но это не значит, что снимок с мобильника случайного прохожего не опубликуют. Зависит от события и эксклюзивности картинки. Это иллюстрация события. Поэтому фотоиллюстратором может быть каждый, и многие пробуют. А для фотокорра навыков много нужно. Мне помог опыт на телевидении. Выработалось видение. Я за то, чтобы каждый желающий себя пробовал и прислушивался к конструктивным замечаниям.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Марина Демьяненко