Когда речь идет о скорой помощи, то подразумевается не только тревожная сирена «неотложки», но и мобильные, слаженные действия компетентной медицинской бригады. Недаром считается, что люди, работающие в экстренной службе «103», – настоящие герои. Сами же врачи часто повторяют слова известной песни: «Наша служба опасна и трудна…».
Председатель независимого профсоюза работников скорой помощи, врач скорой медицинской помощи с многолетним стажем Алексей Сидоренко рассказал, что служба неотложки в Запорожье еще сохранила свой старый, советский уклад. Поэтому, количество бригад в Запорожье, сравнительно с другими городами, довольно высокое (64 бригады на 760 тысяч людей; для сравнения: в Харькове на 1,2 миллиона – всего 70 бригад).
Благодаря усилиям городского совета и инициативности работников неотложки, существуют специализированные бригады для помощи людям с разными заболеваниями, что способствует более профессиональной и эффективной помощи больным. Однако в скором времени это может измениться. В планах государственных мужей в корне изменить систему неотложной помощи, заменив настоящих докторов и фельдшеров на так называемых парамедиков.
Парамедики – это специалисты, которые окончили лишь специальные трехмесячные курсы и знающие только элементарные вещи. Им будут выдаваться самые простые и необходимые препараты, а функции сводиться к доставке больного в стационар. Пока это всего лишь планы, и дальнейшая судьба скорой помощи неизвестна, хотя сами работники службы желают сохранить «европейскую» модель, которая существует сейчас. По их мнению, «американская» быстрая медицина – не для нас.
Мы составили список основных проблем скорой, которые требуют решения уже сейчас.
МАШИНЫ. Анатолий Сидоренко отметил, что количество и состояние машин – одна из главных проблем службы: из 64 автомобилей, которые есть в городе, только одна полностью соответствует заявленным министерством стандартам. Остальные – эконом-варианты, давно отслужившие свой срок. Некоторые автомобили вообще к медицине не имеют отношения – покупались и уже потом переделывались под «скорые».
АППАРАТУРА. В целом, оборудование полностью соответствует плачевному состоянию машин, жизненно необходимые для спасения дефибрилляторы есть лишь на трех машинах из восьми, что функционируют на подстанции Хортицкого района. А для того, чтобы изменить ситуацию, нужна специальная государственная программа, ведь ни один городской бюджет «не потянет» настолько масштабные расходы на оборудование неотложки.
МЕДИКАМЕНТЫ. Сравнительно с другими областями, Запорожская неплохо укомплектована в плане лекарственных препаратов. На данный момент у «скорой» есть все необходимые средства для оказания помощи на догоспитальном этапе.
КАДРОВЫЙ ВОПРОС. Нехватка медицинского персонала – одна из важнейших проблем скорой помощи. Анатолий Сидоренко рассказал, что в этом году лишь двух врачей распределили на службу, в то время, как нужно в 100 (!) раз больше. Причин для такого кадрового кризиса масса. Основная – несоответствие оплаты труда и изматывающего режима работы.
Так, молодой специалист, которой пришел работать в «скорую», получает 1460 гривен, а чтобы получить 60-процентную надбавку, нужно проработать в неотложке не менее семи лет. И это – только врачам. Фельдшеры, младший медицинский персонал, водители получают еще меньше, хотя, как отметил Анатолий Анатольевич, в процессе спасения человека принимают участие все.
На маленькую заработную плату накладывается также непомерная тяжесть работы: как моральная, так и физическая. По городу за сутки фиксируется в среднем 500-600 вызовов (иногда – до 800). И, как сказал Анатолий Сидоренко, приходится сталкиваться со всем, что выпадает на долю медиков «скорой»: ужасные ситуации (ДТП, аварии, пожары, несчастные случаи), тяжелые состояния, что является неимоверно сложным испытанием для психики человека. Прибавьте к этому постоянный экстрим, систематический недосып, необходимость транспортировать людей разного веса и ответьте, положа руку на сердце, готовы ли вы за полторы тысячи к таким нагрузкам?
Стандартная бригада «Скорой помощи» состоит из врача, фельдшера, медицинской сестры/санитара и водителя. Также функционирует фельдшерская команда, куда входит только фельдшер, младший медработник и водитель. По словам Анатолия Сидоренко, оптимальным является вариант, когда в состав бригады входит три медицинских работника. Это необходимо в случаях, когда, к примеру, нужно сделать непрямой массаж сердца – для такого мероприятия нужны «медицинские» руки.
Неотложка – незаменимый «гость» всех массовых мероприятий. Бригады «скорой» дежурят на концертах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Это болезненно сказывается на работе скорой помощи: ведь одна бригада снимается с линии, на подстанции остается меньше команд, а, значит, помощь остальным людям будет оказываться не так оперативно.
СКОРОСТЬ ПРИБЫТИЯ. По нормативам, машина скорой помощи должна доезжать до места назначения по городу за 10 минут и за 20 – в сельской местности. В целом, расположение подстанций «скорой» в Запорожье удобное, так что выполнение нормативов вполне реально, бригады практически всегда укладываются в сроки. Задержка может произойти, если во время вызова на станции нет свободной бригады.
Самым «горячим» временем для «неотложки» Анатолий Анатольевич называет август и период пика эпидемии гриппа. В это время восьми бригад, которые постоянно дежурят на Хортицкой подстанции, не хватает. Работа скорой помощи осложняется еще и тем, что машины выходят из строя чуть ли не каждый день, ведь проработали уже больше десяти лет, хотя нормативами закреплен восьмилетний срок службы.
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Екатерина Сиваш