Господин Достоевский

Апрель – самый подходящий месяц для творчества. Именно в эту пору Федор Достоевский взял в руки перо, чтобы приступить к написанию свого последнего романа – «Братья Карамазовы». Книга повествует о глубоких философских вопросах – проблеме свободы и морали, бренности бытия и Божественного влияния. Работа над романом продолжалась два года. А через четыре месяца писатель умер, так и не воплотив свои планы о написании эпического романа «История Великого грешника», первой частью которого стали бы «Братья …».

***

Уже далеко немолодой человек в старом, изношенном шалоновом сюртуке цвета охры, спокойным и размеренным шагом ступал вдоль Невы. Повесив голову и держа руки крепко в замке позади себя, он был погружен в собственные думы, так давно занимавшие его. И едва ли найдется в мире человек более несчастный и одинокий, нежели наш герой; вопреки внешней сдержанности, легко было обнаружить давно утерянный в будничной суете смиренный взгляд бывшего каторжника. О, сколько видели эти глаза: теплую московскую квартиру во флигеле Мариинской больницы и деревянные ледяные койки в разбитых бараках, растянувшихся по всей территории безжалостной Сибири. Испытали они и радость сердечных переживаний, и скорбь душевных утрат. Давно перестали ловить яркие, ослепительные лучи субботнего весеннего утра. Чужда стала им радость от великолепного вечернего бала с его громким гулом присутствующих и рядом блистательных экипажей, необыкновенная пестрота которых поражает случайного прохожего. И только обрывки красочных воспоминаний, что бережно хранил он в глубинах своей памяти, могли время от времени вызвать в глазах отголоски былой горячности.

В прошлом – неудавшийся брак, в настоящем – приемный ребенок-иждивенец, сын Марии Дмитриевны. Нет-нет – Машеньки. Машенька – объект пылкой любви и страстного вожделения, совершенный образ женщины-идеала: ослепительного, прекрасного, прелестнейшего создания! Та святыня, что пророчила стать опорой во многих жизненных неурядицах, разбилась на миллионы грубых осколков. Все, что останется в воспоминаниях, – нескончаемые упреки и ссоры, разочарование и боль. А после – искания себя, своего истинного естества: глупые, безотрадные думы и такие же скверные и низменные поступки. Роман с молодой, амбициозной, неистово влюбленной в жизнь Аполлинарией Сусловой и беспросветная, разорительная игра в рулетку – красно-черную бестию, искусительницу.

В будущем – литературное рабство. Столь унизительное, оскорбительное, пошлое занятие. Глупое, падшее и противоестественное. Не слыша, не чувствуя, не ощущая мира вокруг, попадает писатель в пучину жесткой цензуры, обрекая собственный талант быть опороченным цепями возмутительных требований. И все это не страшный сон мнительного творца – это реальность. Сокрушительно-низкая, она сменила свой наглый, презрительный нрав благоприятным стечением обстоятельств. Кто, если не молодая очаровательная стенографистка, разрушит оковы посягательства на авторские права. Анна Сниткина – единственный лучик света в этом сером, пасмурном Петербурге, пронизывающем жителей меланхоличной мелодией мрачных будней. Безусловно, она та самая: божественное творение, застенчиво поглядывающее поверх груды бумаг с мудреными знаками, надиктованными безумцем, вдохновленным творцом. Важно… важно что-то решить, придумать, собраться с мыслями, поверить в себя, поверить в нее, поверить в них. И будь, что будет! Да, решено!

Поддавшись трепетному волнению и несколько изумившись собственной дерзости, прибавил ходу: скорее-скорее! И помчался вдоль Невы он – Федор Достоевский.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Маша Стрельцова