Если отбросить все страшные сказки о непомерных налогах и трудности бытия, то можно увидеть реальную картину. В Украине существует миф, что в Евросоюзе труднее обзавестись собственным бизнесом. Но мы забываем, что мало им обзавестись – нужно ещё и продержаться на плаву! Представьте, что вам все-таки удалось открыть свое маленькое дело, в котором заняты только вы, и там, и там… Допустим, это фотосалон. Ваша ежемесячная прибыль составляет, допустим, по 1 тысяче евро – в Польше и Украине. Какой бизнес окажется рентабельней и стабильнее? Сделаем годовой расчет.
Научитесь смотреть страху в лицо
Да, в количественном соотношении при пересчете налоги в Польше больше, но их природа предельно понятна и ясна. Так, вам придется платить налог на прибыль 19% (2280 евро/год) и налог на продажи – 23% (2760 евро/год). Для сельхозпродукции, книг и журналов налог на продажи равен 5%, но это пока не наш случай.
После уплаты в нашем кармане остается 12 000-2280-2760=6960 евро.
В Украине налоговая декларация требует более длительной работы мозга: налог на прибыль – 16%, на дивиденды – 5% и на пресловутый НДС (он же налог на продажи) в 20%. Если следовать этой системе, то в конце года мы будем иметь 12 000-1920-600-2400=7080 евро. Многих это поразит, но в итоге остается ненамного, но всё же больше, чем в Польше!К счастью, после введения единого налога, малому бизнесу в Украине стало проще дышать. Наш фотосалон подпадает под 2-ю группу – физические лица-предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе, бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного бизнеса, при условии, что в течение календарного года они соответствуют совокупности следующих критериев:
- не используют труд наемных лиц или не нанимают больше 10 человек;
- объем дохода не превышает миллиона гривен.
Вторую группу плательщиков единого налога не могут выбрать физические лица-предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества, а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Ставка единого налога: в пределах от 2 до 20 % размера минимальной заработной платы. Размер ставки определяют местные власти. Таким образом, в Запорожье предприниматели, предоставляющие, к примеру, услуги на выполнение фоторабот и обработку пленок платят итого единый налог в 15%. При этом оплата НДС для нашей группы не предусмотрена. Эта система имеет свои нюансы, но если её придерживаться, то мы заработаем 12000–1800=10200 евро в год!
Выгодно? Конечно. Но, если всё так радужно, то отчего же малый бизнес в Украине не процветает?
Время – деньги!
Затраты времени на выполнение обязательных налоговых процедур – однин из ключевых индикаторов, характеризующих налоговую систему страны. Временные затраты работников бухгалтерской службы на выполнение налогового законодательства включают: ведение налогового учета, поиск и анализ налогового законодательства, подготовку налоговых деклараций и отчетов, уплату (перечисление) налогов и сборов, подачу деклараций и отчетности, обеспечение прохождения проверок, подготовку и предоставление дополнительной информации в органы налогового администрирования.
Данные о распределении временных затрат среднего украинского предприятия на выполнение налоговых процедур:
(графики с III Европейского Конгресса малых и средних предприятий. Обзор подготовила:ОЛЬГА МУЗЫЧЕНКО,кандидат экономических наук, магистр права)
По данным Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), в 2013 году временные затраты среднего украинского предприятия на выполнение налогового законодательства составляют 491 час в год.
В то время, как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе, и в Польше – 126 часов!
Финансовые затраты предприятий на выполнение обязательных налоговых процедур в Украине включают: оплату рабочего времени работников бухгалтерской службы, приобретение и сопровождение специализированного программного обеспечения для ведения бухгалтерского и налогового учета, регистраторов расчетных операций, приобретение специализированных печатных и электронных изданий, оплату стоимости семинаров по налоговому законодательству, а также услуг сторонних организаций и специалистов (аудиторов, консультантов, юристов).
Очевидно, что расходы на соблюдение налогового законодательства зависят от размера предприятия по уровню дохода (чем больше предприятие, тем больше расходы), однако малые предприятия имеют наибольшие затраты, если сравнить эти расходы с доходом предприятия.
По данным исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Стоимость соблюдения налогового законодательства в Украине», они достигают 8% годового дохода. А это, на секундочку – 960 евро. Эти расходы можно сравнить с дополнительным налогом, что вредит конкурентоспособности малых предприятий даже на внутреннем рынке страны, поскольку они оказываются в невыгодном положении по сравнению с крупными предприятиями, аналогичные расходы которых составляют лишь 0,03% (пример не для нашего предприятия, но все же всего 3,6 евро) их доходов. У нашего предприятия по стандартной налоговой системе осталось бы уже не 7080, а 6120 евро. Половина от первоначальной суммы.
Естественно, подобное положение дел не очень позитивно сказывается на предпринимательской инициативе, а после и привлечению инвестиций, и может быть определенным препятствием для создания новых малых предприятий. Решение? Либерализации налоговой документации про примеру европейской.
На свой страх и риск
В Украине малый бизнес занимает сегодня смехотворные 5-6% ВВП. Но если учесть теневую экономику, то мы можем сказать, что порядка 30% населения занято в этом секторе. В то время как в Европе – более 50%, в Америке – 90% населения занято в малом бизнесе. Занятно, что при какой-то части малой промышленности, что остается в тени в Европе и Америке, доля полностью законных сотрудников всё равно превысит всеукраинскую. Что же не так с нашей страной?
В европейских странах малый бизнес тесно связан с крупными корпорациями, которые являются его потребителями и формируют заказы. Допустим, надо крупной строительной компании, чтобы им кто-то подвозил цемент и другие материалы, делал разборку старых зданий, и к этому подключают малые предприятия.
У нас сегодня все сделано для того, чтобы легальный малый бизнес убрать из производства. Вспомните норму Налогового кодекса, которая запрещает для юридических лиц относить к валовым затратам приобретение товаров и услуг у малых предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения. Приведу простой пример. Корпорации необходимо для работы офиса, чтобы кто-то элементарно подвозил бумагу, ремонтировал офисную технику, заправлял те же картриджи в принтерах. Эта работа лежит на малых предприятиях, и теперь все это запрещено. В целом в Налоговом кодексе много запретов и несоответствий. Очевидно, все это делается для того, чтобы создавать крупные производственные комплексы, а это возвращает нас к советскому варианту развития экономики.
В одном из своих недавних материалов Форбс четко определил места, в которых практика в нашей стране расходится с теорией, устремляя к нулю все возможные плюсы, изложенные в предыдущей части материала.
Во-первых, это рейдерство, которое никуда не делось. В Европе оно почти полностью искоренено. Дело в том, что в европейских странах рейдерство – криминальное преступление, поэтому все замешанные в попытке захвата чужой собственности рискуют сесть за решетку на срок до 10 лет. В Украине же до сих пор, по разным подсчетам, количество захватов оценивается на уровне 3000 в год. Безусловно, когда существует высокий риск того, что у вас завтра просто заберут бизнес, вы никогда не станете инвестировать в такую страну деньги, какие бы привлекательные налоговые ставки она ни предлагала.
Во-вторых, коррупция.Европейская экономика на деле является очень приближенной к рыночной модели. Это означает, что успех предпринимателя зависит от его способности предложить качественный товар по низким ценам, а не каких-либо других факторов. Если предприниматель готов предложить такой продукт, то перед ним открываются все двери.
В Украине же вывести товар на рынок без системы откатов и взяток по-прежнему практически невозможно, а возможность получения денег в долг упирается в залог, а не перспективность модели предпринимателя. Все это приводит к тому, что в Украине новые фирмы практически не появляются. Украинские молодые предприниматели логично решают реализовывать стартапы в странах ЕС.
Ну и, в-третьих, это наша судебная система. Любопытно и иронично, но законодательство Украины довольно близко к европейским стандартам. Ведь в 1990-х годах Украина принимала законы, которые были чуть ли не дословным переводом французских, потому уровень украинской правовой системы в теории достаточно высокий.
Однако ключевой проблемой является то, что написанные европейские законы в Украине не означают законы действующие. Причина всего одна – отсутствие наказания за нарушение закона. И, опять же, на фоне правового кошмара в Украине невиданной кажется ситуация в Польше, где налоговые органы продолжают привлекать граждан к ответственности за уклонение от уплаты налогов и незаконную легализацию теневых доходов, полученных в конце еще 80-х годов прошлого века.
Добро пожаловать в реальность
Физическое столкновение с бизнесом «по-украински» мигом рушит все возможные иллюзии, которые могли зародиться, если жить в мире чисел и процентов. К сожалению, у нас реализация стартапа похожа скорее на ребус, чем на математическую модель.
Пока украинское правительство не изменит отношение, не увидит в малом бизнесе сектор экономики, создающий рабочие места и решающий социальные задачи, оказывающий главный вклад в ВВП, ничего не изменится. Малый бизнес так и будет рваться в Европу, не обращая внимания на бОльшие налоги.
Авторы: Катерина Майборода, Никита Богданов, Марина Демьяненко, Карина Сечина, Катерина Яцына