Проезжая по проспекту Ленина, среди многочисленных рекламных бигбордов и сити-лайтов скорее всего Вы обратили внимание на белоснежные патриотические сити-лайты «Відчуй гармонію», «Живи», «Люби». Как оказалось, привить запорожцам дух патриотизма и чувство гордости за свой родной город решили студентки факультета социологии и управления Запорожского национального университета Оксана Ковтун, Надежда Потапова и Ольга Сикорская. «Пороги» поинтересовались у девушек, как реализовывался проект, каких результатов они добились.
– Расскажите, как возникла идея проекта?
Оксана Ковтун: Идея создать проект возникла во время учебной практики. Уже были определенные наработки по этой теме. Оля (Сикорская) на курс старше, именно ее группа занималась этим первый раз – проводились фокус-группы, на основе которых выявляли символы города. Имелись и определенные рекламные наработки. Но поскольку за год ситуация в городе изменилась, как и в стране целом, было предложено в рамках практики заново провести исследование, и проверить насколько изменились настроения у жителей города.
Ольга Сикорская: Я хочу верить в то, что мы принадлежим к молодёжи, которая занимает активную жизненную позицию. Ситуацию в стране нельзя не заметить, как и нельзя игнорировать. Когда вокруг царит упадническое настроение, мы хотели напомнить всем жителям города, что Запорожье – это не просто административная единица, а Малая Родина, что её есть за что любить, и чем гордиться, и что рассказывать друзьям из других городов.
– Какие символы использовались в рекламе?
Надежда Потапова: В серии нашей рекламы использованы такие общеизвестные символы, как остров Хортица, заводы и ДнепроГЭС, казаки, стадион «Славутич», каскад фонтанов «Радуга». Большинство символов были хорошо известны запорожцам, однако уже не вызывали должного чувства гордости. Мы решили немного разнообразить список и добавили несколько новых символов, чтобы показать, что Запорожье многогранно и нам действительно есть, чем гордиться.
Оксана Ковтун: Первые перечисленные символы – Хортица и т.д., – воспринимаются обычно, не актуализируя гордости, люди к ним привыкли. Потому решили добавить новые, что позволило показать жителям, что поводов гордости за Запорожье – много. Наша задача – доказать это людям. А поскольку использование только новых символов в рекламе, как нам кажется, не дало бы желаемого результата, было принято решение использовать уже имеющиеся, но с постепенным внедрением современных.
– В связи с последними событиями в стране отмечается всплеск патриотизма. А насколько патриотичны запорожцы?
Ольга Сикорская: То, что запорожцы непатриотичны – это дурное самовнушение. Комплекс жителей провинциального города заставляет нас восхищаться более крупными городами – Донецком, Киевом, Львовом и т.д. – и замечать только недостатки в собственном. Так о ДнепроГЭСе бытует мнение, что эта станция всего лишь когда-то была одной из самых больших в Европе, а то, что он освещает добрую часть страны – про это мы забыли. Поэтому, когда запорожцы пришли на первую фокус-группу, они сначала весьма нелестно отзывались о собственном городе, но потом мы потихоньку разобрались, что это не признак непатриотичности, а лишь налёт, который вполне возможно соскрести.
Оксана Ковтун: Судя по результатам исследования, большинство жителей гордится Запорожьем в двух случаях. Первый: им кто-то в другом городе, либо заграницей, говорит насколько хороший наш город. И тут идет человек задумывается – да, и вправду хороший. Второй случай – кто-то говорит, что город плохой, и уже как противоречие идет «нет, он хороший», задевается самолюбие. Мы не хотим, чтоб человек гордился своим городом, где он родился, живет, работает, по принуждению, или под влиянием внешних факторов. Мы хотим, чтоб чувство любви и гордости было само собой разумеющимся, его не нужно доказывать, оно должно быть у человека внутри, независимо от того, кто что хорошее или плохое говорит.
– С какими проблемами вы столкнулись во время работы с фокус-группами?
Оксана Ковтун: Поскольку у нас уже были определенные исследования на эту тему, мы в этом году лишь обновили данные. Проблем было несколько. Во-первых, ситуация в стране повлияли на то, что люди все же задумались о стране. Но, Запорожье не рассматривалось как нечто уникальное, а ведь есть Украина – это объединение поистине уникальных территорий, городов, мест, и если мы теряем хоть одно из них, риску подвергаются все остальные. Патриотизм рассматривали в связи с политикой (как в целом с политической жизнью, так и с отдельными представителями), мы пытались все же уйти от этого, насколько было возможно.
Во-вторых, если для категории более зрелого возраста, проблема свелась к политике, то молодежь, наоборот, ничего толком не знает о городе, они мыслят стереотипами. На вопрос о том, чем вы гордитесь, ответы были ожидаемые. Но объяснить, почему они этим гордятся, участники фокус-групп не могли.
Надежда Потапова: Еще одной проблемой, я считаю, является то, что жители города знают о некоторых проблемах города, которые, в принципе, можно решить громадой. Но они не готовы брать на себя ответственность. Т.е. до сих пор ведущим остается принцип «Моя хата с краю».
– Запорожцы каких возрастов принимали участие в проекте и как люди разных возрастных категорий относились к предложенным символам?
Оксана Ковтун: Были две возрастные категории, это 18-35, и 36 и старше. Обе категории называли привычные символы: Хортица, Днепрогэс, казаки, заводы. А вот университет как символ высокого уровня образования назван не был. Но мы решили, что он обязан присутствовать.
Надежда Потапова: В серии нашей рекламы использованы символы ориентированные как на молодежь, так и на старшее поколение. Соглашусь с Оксаной, что Хортица, заводы и ДнепроГЭС назывались как участниками старшего поколения, так и молодежью. Но вот предложенные нами стадион «Славутич», университет, каскад фонтанов «Радуга» ориентированы на более молодое поколение.
– Каких результатов вы ожидаете от своего проекта?
Оксана Ковтун: Сейчас идет, по сути, проба – нам важно посмотреть, как вообще жители воспринимают такую рекламу. Прогнозировать пока не беремся, но надеемся, что изменения будут. Заставить рекламой гордиться городом, мы не сможем, это должно идти от каждого изнутри, но показать возможность и основу для этого, мы пытаемся.
Ольга Сикорская: Реализация рекламы регионального патриотизма состоит из двух этапов: формирование чувства патриотизма и призыв к действию. Во время первого этапа на сити-лайтах города планировалось размещение серии из семи рекламных плакатов, которые объединены оформлением и слоганом «Почувствуй…». Когда чувство патриотизма к городу и гордость за него актуализировано, обязательным является закрепление данного эффекта через действие. Поэтому, будут установлены рекламные сообщения, графическое изображение которых отличается цветовой гаммой и слоганом и непосредственно призывают к действию. Финальным для всех серий изображений является изображение карты области с сердцем и призывом: «Люби!». Надеемся, что наш проект поможет горожанам возродить чувство гордости за родной край, поможет осознать, что Запорожье ничуть не хуже других городов, и ним стоит гордиться и любить.
– Расскажите о сотрудничестве с фирмой “Транзит-продакшн” Рекламщики сразу откликнулись на предложение?
Оксана Ковтун: Да, чему мы рады. Юрий Анатольевич, директор фирмы, откликнулся на нашу идею, размещение рекламы и печать – все было бесплатно, за что ему большая благодарность.
– Какие еще проекты планируете реализовывать? Может в других направлениях?
Оксана Ковтун: Наш основной проект уже реализуется, и прежде чем начинать другие, считаем нужным, завершить этот.
Надежда Потапова: На счет планов на будущее, я тоже думаю, что прежде всего нужно один проект довести до конца. А вот уже потом браться за другой. Но думаю, ближайшее время мы будем полностью заняты только этим проектом.
Автор: Алина Булава