С 5 февраля Национальный банк вводит единый рыночный курс гривны. Официальный курс, который составлял чуть более 16 гривен за доллар, и курс неофициальный, а это от 18 до 23 гривен за доллар, станут едиными. По мнению Нацбанка, так будет ликвидирован «черный» валютный рынок и установлен реальный курс. «Пороги» сделали подборку комментариев экспертов, насколько реалистичны такие ожидания.
Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине:
-Наиболее вероятно получить на момент установления единого курса межбанковский высокий курс в районе 21-23 грн за доллар вместо желаемого 16-17 грн за доллар.
И хотя экономические агенты уже свыклись с высокими курсовыми отметками, платить государству (за долги, импорт, вооружение и т.д.) по такому курсу будет накладно.
В последние дни мы наблюдаем ожидания роста курсов валют. Количество желающих приобрести валюту увеличилось, а экспортеры придерживают выручку в ожидании повышения курсов. Если в ближайшие пару месяцев не появятся дополнительные нормативные ограничения от НБУ, можно ожидать появление валюты в свободной продаже, хотя и по более высокому курсу.
Борис Кушнирук, экономист:
– После признания Национальным банком Украины реального курса валют гривна может укрепиться. В результате таких действий резкого скачка валюты не будет. Сейчас доллар стоит около 22 гривень. Вскоре может стать по 20 гривень. Решение прийти к единому курсу – это признание самого факта, что гривна стоит дешевле, чем декларирует Нацбанк. Сейчас в Украине реально существует пять курсов валют: официальный Нацбанка, на межбанке, неофициальный на межбанке, курс в обменных пунктах, курс на улице.
Нацбанк пытался удержать валюту от обесценивания в условиях уменьшения золотовалютных резервов. Ситуация довольно непростая. Потому что есть несколько факторов, которые резко ухудшают формальные показатели Украины. Например, с ростом доллара растет внешний долг в гривневом эквиваленте. Но как только курс растет – дорожает импорт необходимых товаров, например, лекарств.
Признание реального курса доллара было одним из требований Международного валютного фонда. Нельзя держать ситуацию так долго. Потому что это увеличивает негативные теневые факторы, которые формируют курс. Люди не могут купить валюту, обращаются на черный рынок. Деньги вымываются из банковского сектора.
Роман Шпек, Глава совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ):
– Отказ от системы множественности курсов на валютном рынке может привести к расширению предложения иностранной валюты и сокращению «черного» рынка. НАБУ заявляла о необходимости прекращения практики формирования нескольких курсов на валютном рынке. Создание единого курса должно уменьшить объемы «черного» валютного рынка и вернуть проведение валютообменных операций в легальное русло, то есть, в банковские кассы.
Александр Михайленко, финансовый аналитик Альпари:
– Отказ от индикативного курса означает очередной переход к рыночному ценообразованию на валютном рынке, теперь курс будет определяться спросом и предложением участников рынка на ту или иную валюту. Заявленная цель подобной инициативы – ликвидация «серого» валютного рынка. Состояние сбережений граждан, которые хранят свои накопления в национальной валюте останется неизменным, поскольку уход от индикативного курса не вызывает реальное падение курса гривны, которое уже произошло, а является лишь признанием того факта, что «черные» и «серые» обменные пункты отражают состояние валютного рынка лучше, чем официальные индикаторы.
Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса:
– Нас меньше всего, к сожалению, сейчас интересует официальный курс. Всех интересует, за сколько рядовой украинец может купить один доллар. Это цена где-то 20-21 сейчас. Единый обменный курс установится только тогда, когда отменят все административные ограничения (ограничение на снятие долларов с ваших депозитных счетов, ограничения на проплату некритического импорта, ограничения на легальные инвестиции за границу или возврат инвестиций, и множество других абсурдных, надуманных ограничений, которые привели к нескольким курсам и к возможности зарабатывать на теневом рынке 20% за один день). Когда курс, по которому рядовой украинец покупает валюту, отличается от межбанка и официального менее чем на 0,5% – тогда это будет цивилизованный курс. И надеюсь, это произойдет, потому что сделать это очень легко – за десять минут.
Сейчас же мечтать о том, что в банках появятся доллары, а не на «черном» рынке, – рано. Еще раз подчеркиваю. Мы увидим доллары в банках только тогда, когда отменим все административные ограничения. Искусственные административные ограничения — их десятки. До тех пор, пока будет ручное регулирование, ограничение и возможность зарабатывать на ручном манипулировании курсом, у нас будет несколько вариантов курса.
Андрей Новак, председатель комитета экономистов Украины:
– Не думаю, що єдиний курс врятує Україну від «чорного» ринку. Адже, як він утворюється? Валютники йдуть до комерційних банків, скуповують валюту, а потім перепродають її дороще. І як би Нацбанк не встановлював єдиний валютний курс, долари можна буде купити лише там, де їх реально можна купити. А це «чорний» ринок. На сьогодні НБУ просто відмовляється від свого курсу. Спочатку слід було приборкати банки, закрити чорний ринок, а вже потім встановлювати єдиний валютний курс. На разі постраждати можуть усі, хто брав доларовий кредит. Проте остаточний прогноз ми зможемо зробити лише через кілька днів, коли усі почнуть прилаштовуватися до нового курсу.
Подготовила: Марина Ботнарева
Фото: vz.ua