23 февраля студенты и преподаватели факультета журналистики Запорожского национального университета имели возможность пообщаться с общественным деятелем, медиаменеджером, главой Ассоциации журналистов, издателей и вещателей «Новомедиа» Русланом Кухарчуком. Во время встречи участники обсудили особенности освещения религиозной тематики в светских СМИ.
«Общество стает все более религиозным. Это касается почти всех частей мира, как традиционно релиозных восточных стран, так и западных, вроде как пострелигиозных. Религиозный фактор становится наиболее актуальным. Поскольку журналистика призвана освещать и анализировать то, что вызывает интерес общества, религиозная тематика должна занимать важное место в редакционной политике», – говорит Руслан Кухарчук.
Общаясь со студентами, Руслан Кухарчук отметил негативные тенденции, избавившись от которых, по его мнению, украинские журналисты станут более профессионально писать о религии. Первое – игнорирование или замалчивание религиозных аспектов в обществественно-политических темах. На подтверждение своих слов, журналист привел в пример ситуацию на Ближнем Востоке, в Израиле и Палестине. Медиаэксперт посоветовал будущим журналистам анализировать любую тему на наличие факторов, которые требуют привлечения в качестве экспертов священников, пастырей, или экспертов в религиозных вопросах. Вторая тенденция – это игнорирование роли христианских громад в социальных процессах. «Несколько лет назад была такая история: в Донецкой области усыновили ВИЧ-инфицированного ребенка. На тот момент это была сенсация. Все СМИ приехали освещать это событие, но никто из журналистов не указал, что эта семья глубоко верующей, и главной мотивацией была именно вера семьи», – приводит пример Руслан Кухарчук. Кроме того, журналист отмечает тенденцию к замалчиванию религиозной составляющей в тех материалах, в которых он является базовым.
«В демократическом, цивилизованном медийном мире давно считается нормальным обсуждать с представителями разных конфессий, священнослужителями актуальные темы», – говорит Руслан. Следующая тенденция – это то, что журналисты не понимают и не учитывают межконфессионную составляющую. СМИ чаще всего пишут о тех религиозных празниках, которые имеют массовый характер, например о Пасхе, Тройце, Рождестве. Еще один аспект – непонимание журналистами сути религиозных традиций. «Чаще всего это можно заметить во время православного поста. Как правило, на всех телеканалах, во всех газетах начинают появляться советы «диетологов-косметологов» как похудеть во время поста, как привести кожу в порядок во время поста и тому подобное. Возникает вопрос: у нас национальное голодание или духовное действо – Пост? Такие материалы – нивелирование духовной сущности этой традиции», – отмечает журналист.
Последняя негативная тенденция – отсутствие в редакциях профильных специалистов по религиозной тематике. Часто это обусловлено банальным отсутствием денег на содержание нужного специалиста. «В западнях СМИ является обязательным присутствие религиозного редактора, который вычитывает все материалы на эту тему, в том числе и для того, чтобы не спровоцировать конфликты на религиозной почве», – добавляет Руслан Кухарчук.
Напоследок Руслан Кухарчук от метил, что осведомленность журналиста в религиозніх вопросах – важная составляющая журналистского мастерства.
Автор: Алина Булава
Фото: http://sites.znu.edu.ua