Пожалуй, единственная женщина-командир роты батальна «Айдар», врач Наталья Булах приехала в Запорожье для того, чтобы обсудить возможность создания клиники психологической помощи бойцам, которые приходять из зоны АТО. «Порогам» удалось пообщаться с этой удивительной женщиной, которая не только спасает жизни на передовой, но и командует целой ротой мужчин.
– Как получилось, что вы стали командиром роты? С чего все начиналось?
– Началось все с Майдана. В мае меня пригласили главным врачом в добровольческий батальон «Шахтерск», воевала в Еленовке, Иловайске, Волновахе, Марьинке. В сентябре я ушла из «Шахтерска», перевелась в батальон «Айдар». В «Айдаре» сначала была врачом-психологом, а после смерти командира меня поставили командиром взвода. В моем подчинении было всего 25 человек. Теперь наш взвод вырос до роты, у меня в подчинении уже 107 человек.
– Чем сейчас занимаетесь?
– Сейчас мы в отпуске. Мне предложили открыть клинику психологической помощи ребятам, которые приходят из зоны АТО. Мне очень хочется открыть такое заведение, это сейчас очень актуально, ребята приходят с нарушенной психикой, не знают, чем себя занять, мне бы хотелось, чтобы им было проще адаптироваться к мирной жизни.
– В каком городе планируете открыть клинику?
– На сегодняшний день мы обговаривали открытие в Запорожье, Днепропетровске или Киеве. Но мне ближе всего открыть клинику в Днепропетровске, потому что я сама оттуда, и дружу с главврачом клиники им. Мечникова, где лечат наших военных. В Запорожье пока еще мало ребят, которые проходят лечение, поэтому мне кажется, что клиника в Днепропетровске – это будет более правильно.
– В Запорожье существуют общественные организации, которые занимаются реабилитацией бойцов. Готовы ли вы с ними сотрудничать?
– Сотрудничать надо со всеми. Помочь может каждый не только материально, но и морально: поддержать бойца письмом, рисунком, помочь найти работу.
– Волонтеры не только помогают бойцам вернуться к нормальной жизни, но и зачастую обеспечивают их всем необходимым на передовой. А как обстоят дела в вашем взводе?
– Скажу честно, если бы не волонтеры, мы бы там не выжили. Волонтеры – это все! Это одежда, это питание, это домашние продукты, за которыми ребята скучают, это то же самое вооружение. Поэтому большое спасибо нашим волонтерам, они меня буквально спасли. Представьте, у меня было 25 человек, а за неделю их стало 50, их кормить надо, одеть, обуть. Волонтеры мне очень помогли.
– Рисунки, письма, талисманы вам привозят?
– Да, нам передавали рисунки. У каждого солдата есть рисунки, кроме этого мы передаем рисунки в детские дома Донецка и Луганска. Дети же не должны страдать от того, что взрослые играют в войну. Вот на сегодняшний день мне должны привезти шестерых деток, которых я полгода уже не могу оттуда вытащить. Я хочу их усыновить.
– Кроме того, что вы командир, вы еще и Мама с большой буквы. Ведь, несмотря на ваш позывной «Змея», солдаты чаще называют вас именно «Мамой». Как вам удается командовать столькими мужчинами?
– Для меня мой взвод – это мои дети. Для своих бойцов я и мама, и сестра , и друг, ну и командир, конечно. Со мной также служат два моих родных сына.
– Почему ваш позывной именно «Змея»?
– Он у меня еще с Африки, я там воевала когда-то. У медиков есть такой символ «чаша и змея» – «хитрый как змея, но не дурак выпить». Так вот и я – пить не пью, но хитрая как змея.
– Вы и врач, и командир роты. У вас образование военное?
– Я майор Главного разведывательного управления в отставке, окончила службу в России. Поскольку я сама украинка, не могу смотреть равнодушно на то, что происходит у нас в стране. После Иловайска, когда я вытащила больше 20 бойцов, у меня забрали пенсию майора ГРУ, мне ее платила Россия.
– И как теперь вы относитесь к россиянам? Считаете их противником?
– Народ, какой бы он ни был, не является противником. Это политические игры, в которые нас втянули. Я не считаю, что люди с Донецка или Луганска – это противники. Точно также и россияне. Здесь должны разбираться политики, это их игра. Да, мы стреляем, да, мы воюем, но я не могу объяснить, как к этому всему относиться.
– Чем планируете заняться в дальнейшем? Откроете клинику психологической реабилитации или вернетесь на войну?
– Я еще не знаю. Да, мне хочется открыть клинику, заняться реабилитацией, но у меня есть мои пацаны и я не знаю, кто будет у них командиром после меня. Это мои собственные дети, их нужно кому-то отдать, но вот кому, я еще не придумала.
– Как вы думаете, когда война закончится? Что для этого надо делать?
– Только если люди объединятся, это будет гражданское объединение, ни в коем случае не военный переворот. Если будет военный переворот, Украина разделится на две части. В НАТО уже лежат предположительные карты раздела Украины. Если мы все объединимся, тогда наша страна останется единой. Надо останавливать войну мирным путем и надо всем объединяться. По планам Путина Запорожье может быть вторым после Донецка и Луганска. А мне не хотелось бы, чтобы эти планы сбылись и Украины разделилась. Если мы будем все вместе, то мы победим.
Автор: Алина Булава