«Одержимость» Дамьена Шазеля: жестокость как дидактический метод

Whiplash-01Уверенная победа дебютной картины американського режисера Дамьена Шазеля на «Сандэнсе»-2014 удивила многих. Дело в том, что написанный несколько лет назад сценарий успел попасть в знаменитый голливудский «Черный список» еще не снятых картин, а затем, ввиду недостатка финансирования, отправился на «Сандэнс»-2013 в качестве короткометражки. После успеха там, наконец-то нашелся надежный дистрибьютор в лице Sony Pictures, и режиссер смог приступить к полноценной работе.

Любопытное обстоятельство связано с этим самым «Черным списком»: за последние 6 лет «Оскар» за лучший фильм трижды получали побывавшие там рукописи («Миллионер из трущоб», «Король говорит», «Операция «Арго»). Такая же пропорция сохраняется и в «Оскарах» за лучший сценарий – 7 из 14.

Конечно, «Одержимость» не стала лучшим фильмом года, но «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана безапелляционно отдали Джею К. Симмонсу, сыгравшему лучшую роль в своей карьере. Его садист-преподаватель, с маниакальным упорством пытающийся выжать из подопечного идеал, отсылает в памяти то к безумному сержанту Хартману из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика, то к Тайлеру Дёрдену из «Бойцовского клуба». Но Демьен Шазель умудрился вставить подобного персонажа в, казалось бы, культурно-утонченную обстановку джазового оркестра. Однако, оркестра лучшей в стране консерватории Шеффера.

Сюжет закручивается вокруг отношений этого преподавателя и амбициозного молодого барабан-щика Эндрю Нимана (Майлз Теллер), который готов идти по головам, лишь бы повторить успехи своего кумира Бадди Рича и оставить след в музыке. Кстати, этим он очень похож на знаменитого американско-го джазового саксафониста Чарли «Птицу» Паркера.

Привычный архетип учителя и ученика режиссер фильма превратил в настоящий триллер противостояния: социопатически-жестокий перфекционист Симмонс заставляет изначально добродушного юношу перенять его методы в работе, сделав барабанщика настоящим одержимым. Кстати, в этом фильме локализаторы действительно удачно адоптировали название, полностью ухватив дух и суть картины (оригинальное название Whiplash – «кнут», а еще так называлась ключевая композиция оркестра).

Погружая нас в мир музыкальной конкуренции высочайшего уровня, где любая неточность в ритме звучащего в унисон оркестра может стать фатальной, режиссер называет свою цену искусства: нужно быть готовым не только «разбрасывать камни» идя к успеху, но и, достигнув его, не струсить, заглянув за темную сторону. Будь готов к тому, что твоя семья не сможет даже сымитировать заинтересованность в музыке, а девушка будет только отнимать время и силы, так необходимые на пути к вершине. Будь готов, что кровь, пот и слезы, оставленные в репетиционном зале, не гарантируют тебе успеха, а сам успех – не гарантирует того, что уже к утру тебя не забудут.

Раз за разом, лейтмотивом выказывая аргументы «за», в финале Дамьен Шазель обнажает свою главную идею: не практика может привести к величию, а вернее, не только она. Самым важным является готовность не ждать второго шанса от судьбы, а решительно создавать их себе самому, даже если на пути к этому лежит преодоление себя – подлинная одержимость.

Это геометрически замкнутый, прекрасно структурированный фильм, оригинально обыгрывающий характерные мотивы и сюжеты, не скатываясь в банальность. Постепенно набирая темп, картина из обычной мотивационной драмы превращается во что-то куда более личное, находящее свой индивидуальный подход к честолюбивым ноткам души каждого человека, обрываясь прямо на моменте кульминации, когда экран погружается в темноту, а остается лишь яростный, зубодробительный ритм подлинного бибопа: «быстрого, резкого, жестокого со слушателем».

Автор: Никита Богданов