С выходом фильмов «Поводырь» Олеся Санина и «Племя» Мирослава Слабошпицкого в 2014 году для украинского кинематографа началась новая эра. Фильмы получили множество международных наград и доказали, что Украина способна выпускать хорошие драмы, которые достойно конкурируют с западными аналогами.
Эти шедевры можно считать ренессансом украинского кино, ведь еще в 1930 году мир потрясла премьера фильма «Земля» знаменитого украинского режиссера Александра Довженко. Эта картина вошла в сотню лучших фильмов века по мнению журнала Time Out, а в 1958 году по результатам голосования 117-и историков кино попала в 10-ку лучших фильмов мира вместе с картиной «Броненосец Потемкин».
Сюжет фильма прост, но многогранен. Это история одной крестьянской семьи подхватившей волну коллективизации. Жизнь и смерть. Новая жизнь показана с приходом в село трактора, а смерть – отмиранием класса зажиточных крестьян (кулаков).
Так же сюжет фильма запоминается тем, что в «Земле» нет четкого и банального распределения на хороших и плохих. Характер кулака Опанаса изображен так, что зритель понимает его мотивы и переживания, поэтому чувства осуждения не возникает.
Игра актеров поражает своей искренностью. Черно-белые лица, смотрящие на тебя с экрана, заставляют встрепенуться и сознаться Опанасу в самых потаенных грешках.
Новаторство Довженко в его фильмах — это длинные кадры. После предложенной Эйзенштейном теории монтажного кинематографа, Довженко начал монтировать уже в кадре, прямо во время съемки.
Так же в фильме первый раз в истории советского кино появляются кадры с обнаженной девушкой (ее сыграла вторая жена Довженко Юлия Солнцева), которая исполняет танец страдания по погибшему Василю, она мечется и срывает икону (в этом кадре видно, как Довженко затронул тему религии). За проявление натурализма этот фильм и был раскритикован советской прессой.
Конечно, сложно смотреть подобные немые фильмы в наше время, но если вы считаете себя настоящим знатоком кино, то обязаны посмотреть фильм «Земля», шедевр украинского и мирового кинематографа.
Автор: Андрей Кот