«Дурак»: лучший фильм на русском языке 2015 года

1420568714_7После того, как один из ведущих кинокритиков TheNewYorkTimes Стивен Холден поместил фильм «Дурак» россиянина Юрия Быкова в свою пятёрку лучших фильмов 2015-го года, стало очевидно – фильм не должен остаться без номинации. 

Проблема была только в том, как её, эту самую номинацию, сформулировать. Выбирать лучший российский фильм в нынешней ситуации не совсем уместно, а выбрать лучший украинский, чтобы уравновесить, не получилось. Хотя отечественные киноделы и рапортуют о небывалых 28 украинских фильмах за год, львиная доля из них вообще не получила никакой огласки в медиа, а пара-тройка таких, что хоть чем-то запомнились Сети, с трудом запомнятся самим зрителем. Так что с грустью приходится констатировать, что достойное украинское кино у нас в последнее время снимается только на гранты европейских соседей, да и они обычно выделяются на фильмы документальные. Единственным выходом было выбрать фильм на русском, ведь язык – пространство культурного обмена – хотелось бы оставить в стороне от политических дискуссий. Иллюзии же о том, что  подписание долгожданных договоров с ЕС мигом превратили нас из отсталой коррумпированной европейской страны в локомотив прогресса и вовсе стоит откинуть прочь: как бы ни отмежевались мы от «бывших братьев», проблемы в большинстве стран постсоветского пространства остались общими, и внезапно меньше болеть они не станут.

История «Дурака» начинается с того, как амбициозный и толковый сантехник Дима, прибыв на вызов, обнаруживает в стене дома огромную трещину. Осмотрев дом внимательнее (Дима учится на архитектурном), он к своему ужасу наблюдает трещину с девятого по первый этаж, а дальше и в фундаменте, который ссыпается прямо на глазах. Дом в буквальном смысле слова медленно падает, клонясь в стиле Пизанской башни. Прилетев домой и сверившись с теорией, Дима понимает, что при таких данных жилище уже не должно стоять, так что рухнуть оно может в любую секунду. Не имея морального права медлить и попадать на приемы в мэрию по форме и на следующей неделе, он приезжает напрямик к мэру и находит её в ресторане, где она отмечает свой юбилей. Как раз кстати тут оказываются все главы ведомств, которые могут решить жизненно важную проблему мгновенно и спасти почти тысячу человек. Но ожидаемо обнаруживается, что решить такую проблему мгновенно руководство просто не может – слишком многие повязаны в этом болоте, а упавший дом по принципу домино повалит головы всех: начиная от главного районного сантехника и до мэра. Куда проще закрыть на всё глаза, объявив неугомонного сантехника дураком.

Мир «Дурака» – это привычные по русскому артхаусу чернушные декорации провинциального беспредела: грязь, ложь и коррупция, в которой погрязла возомнившая себя всесильной чиновничья свора и серая, убогая быдломасса, которую несколько веков пытались просветить ходившая в народ интеллигенция. Одна половина безбожно ворует, причем воруют все, и каждый – что-то своё: медик – лекарства, пожарный – лестницы и шланги, всё «крышует» полиция, все «отстёгивают» мэру, которая, в свою очередь, направляет всё дальше в область. А другая половина полностью загнила в болоте повальной безответственности: не нужно никому и ничего.

Кстати, еще один недавний российский хит тоже обыгрывает подобные мотивы: дом (твердыня) падает, а власть имущие наоборот способствуют его падению. Сравнение «Дурака» с «Левиафаном», пожалуй, будет в сторону последнего, фильм у Звягинцева получился в каком-то смысле интеллигентнее и мастеровитее, насыщен символами, отсылками и прочими радостями постмодернизма. «Дурак» проще и прямее, резче и динамичнее. Думается, что из-за своей диалогов стилистики он бы прекрасно смотрелся на театральной сцене: несмотря на острейшую проблему, герои более склонны рассуждать сидя на месте, чем действовать на ходу.

Другой момент, который явил неожиданный подход Юрия Быкова – это разворот в сторону массы, тех, кого хочет спасти главный праведник Дима. Критиковать власть всегда было с руки: никто не обвинит в конъюнктуре, а в оппозиционных произведениях и художественные достоинства отыскиваются быстрее. Но вот обозвать мужика – эту святую корову российской действительности уже как двести лет – действительно смелый шаг. Быков как будто негодует: кого защищать? Воров, алкашей, наркоманов, трусов, приспособленцев? Да они же сами не заслужили прощения! Как преодолеть эту Уловку-22 Быков не говорит, ведь, как говорил Нильс Бор, решение проблемы – это не ответ, а вопрос. А исправлением займутся дураки. Которые пробуют и стараются. Которые сидят и ждут. И которые снимают такие фильмы, это уж точно.

Автор: Никита Богданов