«Марсианин»: один из лучших фантастических фильмов 2015 года

shotimg53299_2После череды не полностью удавшихся фильмовмэтр мирового кинематографа Ридли Скотт наконец-то смог поставить картину, которая безоговорочно удовлетворила его поклонников, – «Марсианин».

В целом «Марсианина» можно назвать книжным экспериментом программиста-ботаника Энди Уира в жанре космической робинзонады. Если нам не изменяет память, первой в своём роде. По сюжету, ботаника из команды астронавтов космической экспедиции на Марсе «забывают» на Красной планете. Вследствие разразившейся небывалой песчаной бури его сбивает и уносит обломком, а другие астронавты, посчитав товарища убитым, спешат унести ноги. Очнувшись, главный герой обнаруживает себя единственным на целой планете, что позже позволит ему, воспользовавшись морским правом, назвать себя колонизатором Марса.

Новому Робинзону предстоит столкнуться с соответствующими обстоятельствами – у него, как и у героя Дефо, были остатки жилого модуля с запасами и оборудование, но, в отличие от Земли, на Марсе нет никакой возможности одомашнить коз, нет плодородной почвы и кислорода. Но тут оказываются к месту знания героя в ботанике, который с помощью любопытных махинаций умудряется создать грунт и выращивать картошку. Следующим шагом становится связь с Землей, после которой спасение выжившего космонавта становится делом всего человечества. Забавно, что главного героя (Марка Уотни) сыграл Мэтт Деймон, а выручать его какими-то просто-таки чрезвычайными усилиями Голливуду не привыкать – пару десятилетий назад его рядового Райана героически спасал Том Хэнкс и сотоварищи. Роль неунывающего стоика очень подходит Деймону, в принципе не склонному к драматическому миросозерцанию. Тут его герой всегда изобретателен и обаятелен, отношения со зловещей пустынной планетой у него выстроены не в ключе экзистенциальной философии, а в духе простодушного Вольтера и естественного человека Руссо. Потому и главной проблемой его длительного изгнанничества оказывается старомодный плей-лист капитана в стиле диско, который Марк напевает, катаясь на марсоходе с ядерным реактором в качестве обогревателя.

«Марсианин» дарит  нам новое восприятие космоса – после саспенса «Гравитации» и глубокомыслия «Интерстеллара», тут мы, как и на заре космической программы, смотрим на него прагматично и непринужденно. Но было бы преждевременно оценить фильм Ридли Скотта, до этого рисовавшего вселенную в весьма зловещих тонах (в «Чужом» и «Прометее»), как исключительно легкое и развлекательное кино. Пафосная сюжетная канитель разбавляется частенько дурацкими, нарочито смеховыми действиями героя Мэтта Деймона, которого словно не волнует опасность для жизни и вообще серьезность ситуации, сложившейся вокруг него. А кульминационные заявления в стиле: «Можно я пробью дыру в скафандре и создам реактивную тягу? Я буду как Железный человек» восходят к традиции мениппеи – жанра возвышения над условностями и смеха над ситуацией. Такие мелочи и создают глубину.

Авторы: Никита Богданов, Мария Стрельцова