«Молодость»: лучший фестивальный фильм 2015 года

d7850a2fca6536d5e7871cff6de13049Идеальным кандидатом на звание образцового современного фестивального хита 2015 года является новый фильм лауреата «Оскара» Паоло Соррентино «Молодость» – творение прелестное, но всё же куда более неприхотливое по отношению к зрителю, чем другие заметные участники фестивалей («Такси», «Лобстер», «Новейший Завет» и др.).

Итальянца Паоло Соррентино до последнего времени снисходительно именовали эпигоном (пусть и самым способным) Феллини. Но после успеха «Великой красоты» два года назад, когда картина выиграла почти всё – от большинства региональных премий до Оскара за лучший фильм на иностранном языке, – отношение это изменилось. Теперь Соррентино почитают за живого классика, а от новой работы ждали обязательно шедевра.  Конечно,безоговорочным шедевром «Молодость» не стала – нашлось слишком много категорий зрителей, которых не устроили либо повторяемость предыдущих тем (опять та же жизнь и духовные проблемы культурной элиты), либо простота и уютная, ироничная банальность (недаром кто-то сравнил «Молодость» с фильмами Вуди Аллена), либо какой-то прямо-таки эстетический терроризм: некоторых даже выводила из себя любовь режиссера чередовать прекрасные кадры (а «Молодость», наверное, самый красивый фильм года) с изображениями явных или неявных уродств. Гротеск и противопоставление – любимые творческие методы классициста Соррентино.

Под стать режиссерским методам и набор действующих лиц, которые одними своими характеристиками намекают на своё скорее литературное, чем жизненное, происхождение. В центре повествования – пожилой британский композитор Фред, который отдыхает в санатории в швейцарских Альпах. Фред Баллинджер – дирижёр и композитор, достаточно великий, чтобы оказаться  близким другом Стравинского.  Теперь он больше не пишет и не играет, а прерывать свой заслуженный отдых он не желает даже для английской королевы, восхотевшей послушать его знаменитые «Простые мелодии». Горделивого музыканта изумительно сыграл Майкл Кейн, во многом вышедший за рамки написанной для него роли. После такого показательного выступления, он даже простил полувековую обиду Каннам, которые не посещал с 1966 года. Компанию Фреду составляют его добрый товарищ Мик (Харви Кейтель) – режиссер, который наоборот горит желанием творить, и в компании целого табуна хипстеров-сценаристов сочиняет финальный аккорд своей карьеры, творческое завещание (скорее всего, провальное) под убогим названием «Последний день жизни». Вместе они говорят только о хорошем, ставят ставки на других посетителей, вместе копаются во взаимно ослабевшей памяти и обсуждают ставшую негодной простату. То тут, то там мелькают дочь Фреда (Рейчел Вайс) – сумбурно переживающая размолвку со своим женихом, сыном Мика, который ушёл к глупенькой поп-певичке (Палома Фейт в ироничном камео на саму себя), амбициозный актёр (Пол Дано), который терзается славой нелюбимой роли робота, Мисс Вселенная, неожиданно для всех оказывающаяся неглупой, толстый футболист удивительно напоминающий Марадону, с огромной татуировкой Маркса на спине, левитирующий тибетский монах. Все эти люди вроде бы находятся в санатории в промежутке между бурной духовной жизнью, собираясь с силами для новых свершений, но к концу фильма сатирическая кисть Соррентино как будто указывает нам, что действительно естественно они чувствуют себя только в этих Альпах, на фабрике молодости, в застывшей атмосфере своей прекрасной эпохи. Этим «Молодость» во многом перекликается с «Волшебной горой». Примечательно, что снимался фильм как раз в том отеле в Давосе, который стал прототипом для знаменитого романа Томаса Манна.

Лишенная последовательного сюжета, «Молодость» скорее являет собой цепь зарисовок на общую тему – естественно, молодости. И пусть живой красоты Мисс Вселенной или свободного выбора пути известного актёра, так же она касается и стариков Фреда и Мика. Показав старость и упадок когда-то гениальных людей, Соррентино вместе с тем не выявил конфликта между старостью и молодостью, в его варианте они соседствуют и могут сосуществовать параллельно, ведь старость, как и жизнь, кончается смертью, а молодость, как и искусство, вечна.

Авторы: Никита Богданов, Мария Стрельцова