В последние годы наметился кризис такого благодатного и популярного когда-то жанра, как криминальный триллер. Причины и следствия вроде бы и очевидны: эпоха крутых парней и боевиков прошла, а с нею и те времена, когда лаконичный и суровый триллер почитался вершиной вкуса. Цвет жанра перебрался в сериалы или на кабельные каналы, а в кино подобные вещи запускают лишь немногие энтузиасты. Что говорить, если число криминальных драм в год исчисляется десятками, а вправду достойных внимания олдскульной мужской аудитории среди них можно пересчитать по пальцам. Потому лучшим фильмом видится вышедший на рубеже 2014 и 15-го годов фильм бельгийца Михаэля Роскама под мутноватым названием «Общак».
В основе фильма – сюжет рассказа «Служба спасения животных» бостонца Дениса Лихэйна – писателя, романы которого уже привычно превращают в образцовые криминальные триллеры: «Таинственная река», «Прощай, детка, прощай» и «Остров проклятых» Клинта Иствуда, Бена Аффлека и Мартина Скорсезе соответственно. На этот раз Лихэйн пробует себя в роли сценариста, адаптируя для кино свой же рассказ. Дополнив его биографическими деталями, он поставил сюжетные леса для настоящего детектива. Неочевидный сюжет ведёт развитие в стиле квеста: задаются вопросы, ответы на которые помогают продвинуться в решении других задач. По традиции, ответ, который станет ключом к самым острым вопросам, откроется нам только в конце.
Михаэль Роскам населяет мир бруклинских бетонных коробок, угрюмых пейзажей и тусклых баров колоритными, пусть и довольно банальными персонажами. Молчаливый и местами робкий Боб (Том Харди), злющий здоровяк Марв (последняя роль легендарного Джеймса Гандольфини – уже повод посмотреть фильм), у которого десять лет назад отжали именной бар опасные чеченцы, коих он по невежеству зовёт «чечнянями», бывшая наркоманка Надя (Нуми Рапас), психопат, бахвалящийся убийством, детектив-латинос, который весь фильм демонстрирует недюжинную проницательность в духе Порфирия Петровича, и, конечно, питбуль Рокко, вначале принятый за бульдога, – образуют клубок переплетённых тайн с неочевидным исходом.
И недаром в фильме постоянно мелькает в кадре и разговорах христианский собор: на библейских мотивах выстроен и центральный персонаж Боб Сагиновски, идеально подходящий обладающему грацией удава Тому Харди. Поначалу он складывает впечатление юродивого, не умеющего разговаривать распространёнными предложениями и проявлять человеческие эмоции. Но в финале он выдает неожиданный красноречивый и философский монолог о грехопадении и воздаянии. Тогда же становится очевидным неслучайное имя для пса, которое герой Харди подсмотрел на статуе в церкви. Святой Рох (он же Рокко) когда-то спасал людей от чумы, но подхватил её сам, после чего был выдворен из города, обреченный на одинокую и голодную смерть в заброшенной лесной хижине. Но его спас пёс, который в зубах ежедневно приносил ему хлеб, посланник Божьей воли, исцелившей потом и самого праведника Роха, изображаемого доныне со своим четвероногим другом. Удивительно, когда подобная история ложится в основу криминального триллера, но еще интереснее, когда вместе они звучат в унисон.
Автор: Никита Богданов