2015-й год оказался довольно богатым на фильмы со шпионской тематикой. Среди них: «007. Спектр», «Шпион», «Агенты А.Н.К.Л.», «Миссия невыполнима: Племя изгоев» и многие другие. Следует отметить, что ажиотаж на шпионские фильмы в каком-то смысле «совпал» с ростом напряженности в мировой политике, где нарастающая конфронтация теперь чревата непредсказуемыми последствиями. В таких условиях вновь повышается важность правильного использования информации, которая может смещать чаши весов стабильности на земном шаре. Вот и персонаж нового фильма «Шпионский мост» Стивена Спилберга в какой-то момент восклицает о войне, которую ведут США, используя главное оружие – информацию.
Но «Шпионский мост», всё-таки, немного не об этом. Этот фильм скорее очередной гуманистический манифест Спилберга, своего рода кино воспитания, задающее себе целью на примере продемонстрировать необходимость следовать законам совести и морали – непредубежденной и абсолютной. И таким честным и открытым путём Спилберг наставляет всех преодолевать трудности и разногласия. Обязанность высоко нести знамя Человека – общая черта большинства его лирических героев, а в подобном случае трудно представить рядом со Спилбергом кого-нибудь кроме Тома Хэнкса – актёра, ставшего «совестью наций» по обе стороны океана. Своей уже четвертой совместной работой они заработали еще один балл в копилку в перечне легендарных дуэтов.
Когда в этом году проходили памятные мероприятия по поводу семидесятой годовщины упразднения концлагеря в Освенциме, одним из почетных гостей был и режиссер Спилберг, затесавшийся в кругу политиков. Ведь помимо прекрасных и не очень жанровых фильмов, Стивен снял два фундаментальных фильма для киноискусства и истории ХХ века вообще. Его «Список Шиндлера» стал ключевым фильмом о Холокосте, поднявшим и заострившим эту тему для массового зрителя. В «Спасении рядового Райана» была осмыслена тема важности отдельного человека, невзирая на регалии, показывался мир, построенный на взаимопомощи и самопожертвовании. Захватив оттуда Хэнкса, Спилберг продолжает размышления в этом ключе. Опять его герой оказывается на перекрёстке истории и интересов великих мира сего, и опять он борется за физическое человеческое существование взамен абстрактных благ.
В центре сюжета, основанного на реальных событиях, рядовой адвокат Донован (Том Хэнкс), которому предстоит в суде защищать пойманного в США советского шпиона Рудольфа Абеля. Несмотря на общественное негодование, он берётся за это дело, ведь свято верит, что каждый человек имеет право на защиту и справедливый суд. Как раз в это время на другом конце Земли и Железного занавеса, в СССР, сбивают самолёт американского разведчика Пауэрса. Опасаясь за судьбу сведений, открытых своим агентам, страны предпочитают обменять их в Берлине, где как раз строящаяся стена указывает на непримиримые противоречия во взглядах сторон. Видя в адвокате Доноване нейтральное и потому подходящее лицо, американцы отправляют вести переговоры его.
Далее сюжет разворачивается в стандартном ключе, поэтому пересказывать его смысла нет. Фильм назван в честь Глиникского моста в Берлине, где во времена Холодной войны часто обменивали шпионов, за что он и получил своё имя. Но, несмотря на название и вроде бы напряженный антураж: КГБ, ЦРУ, Берлинская стена, канун операции в заливе Свиней и Карибского кризиса – эта разговорная интеллектуальная драма не о шпионах. Она об адвокате Доноване, во время хаоса политики и свалки истории отстаивавшего интересы того самого Человека, вечно зажатого между строк потока сознания людского Конфликта.
Автор: Никита Богданов