«Станция «Фрутвейл» Райана Куглера: Голгофа Оскара Гранта

576952Дебют в полнометражном кино афроамериканского режиссера Райана Куглера, к огромному сожалению, просто не донесли до внимания массового зрителя – лента, получившая Большой приз жюри и Приз зрительских симпатий на кинофестивале «Сандэнс», а после и награду Каннского фестиваля за лучший дебют, видимо, не показалась нашим прокатчикам коммерчески выгодной.

Возможно, это объясняется темой – митинги и беспорядки, которые в январе 2010-го прошумели в Сан-Франциско и окрестностях, вызванные убийством чернокожего парня уличным полицейским, вряд ли отложились в памяти у украинского обывателя. Собственно, любительской съемкой на мобильный телефон этого трагического недоразумения, сделанной девушкой на станции «Фрутвейл», – кинолента и стартует. А дальше мы проживаем день вместе с молодым непутёвым пареньком Оскаром Грантом (которого удивительно отыграл Майкл Б. Джордан – актёр преимущественно сериальный, с невиннейшими глазами и мимикой грустного пса): от утреннего выяснения отношений с девушкой, которой недавно освободившийся из тюрьмы Оскар обещает исправиться и найти работу, до той самой злополучной поездки в поезде, которая закончится для него на перроне станции «Фрутвейл». Фактически, поместив концовку в начало, Куглер провожает зрителя к конечному пункту жизненного пути обреченного Оскара Гранта – к его Голгофе.

Режиссер беспощадно манипулирует эмоциями своей публики: пройдоха Оскар, несмотря на все свои грешки, отчаянно пытается свою жизнь изменить, втиснуть в социальную модель, абсолютно для него непривычную и неприемлемую, но делает он это от чистого сердца: со слезами на глазах пытается помочь сбитому псу, в порыве чувств выбрасывает пакет с травкой воду, даже несмотря на неудачу в попытке восстановления на работе – марихуана могла прокормить его и семью какое-то время, но Оскар решает именно в этот раз попробовать разорвать порочный круг.

Он, невзирая на расовые стереотипы, берётся заговорить и помочь белой девушке в супермаркете, а после приходит на день рождения к разочарованной, но отчаянно любящей его матери. Куглер умело подводит нас к финалу, который хотя и известен заранее, шокирует от этого ничуть не меньше. Но заставляет сопереживать и впечатляет не тот факт, что плохой полицейский убивает хорошего парня, это поражает только сентиментальных. Подлинная трагедия заключается в разбежности между желаемым и действительным, поступком и его следствием. К сожалению, режиссер не предвидит никакой высшей справедливости, течение вещей бессмысленно и беспощадно, его невозможно преодолеть, но лишь отдаться и покориться.

Куглер мог бы закончить фильм на моменте наивысшего напряжения – когда прозвучал выстрел – и оставить зрителя наедине со своими мыслями, но вместо этого он помещает нас с семьей и друзьями Оскара, зажатыми внутри больничной приёмной, усиливая и без того предельное давление. Картину можно похвалить в любом случае, даже если Куглер в какой-то мере и собирался снять агитку о полицейском произволе – получилось у него нечто куда более широкое и честное: кино одновременно художественное и документальное настолько, что в иной момент сомневаешься, кого же видишь на экране – Майкла Бакари Джордана или Оскара Гранта.

Автор: Никита Богданов