«Строго на Запад»: лучший вестерн 2015 года

1450544758_kinopoisk.ru-slow-west-2569891В ожидании выхода  двух главных вестернов 2015-го: «Выжившего» обладателя последнего «Оскара» за лучший фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту (с которым он грозится повторить прошлогодний успех) и «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино – прошёл и сам 2015-й. Понимая, что они и так не уклонятся от пристального зрительского внимания, мы решили обратить ваш взор на еще один нетривиальный вестерн, рискующий так и не найти аудитории.

«Строго на Запад» или, в некоторых локализациях, «Медленный Запад» (SlowWest) – дебютная полнометражная картина британца Джона Маклина, вызывающая в памяти при просмотре отсылки к таким классикам современного кино, пробовавшихся в жанре вестерна: братьям Коэн и Джиму Джармушу. И несмотря на любовь зрителей к стандартным вестернам с салунами, ковбоями, залихватскими погонями и пистолетными дуэлями, артхаусными вариантами, где мир Дикого Запада оказывается перевёрнутым с ног на голову, режиссеры радуют нас не так уж и часто.

Из известных актёров в «Строго на Запад» только Майкл Фассбендер, но и его появление здесь не случайно: Джон Маклин снимал его в двух своих предыдущих короткометражках, когда германо-ирландец Фассбендер пребывал только на заре своей нынешней славы. Не попробоваться в полнометражном дебюте своего товарища Майкл не мог, добавив к своей коллекции запоминающихся ролей еще одну. И однако же было бы лукавством повторять строки из первого абзаца о том, что фильм не получил никакого внимания: в 2015-м году он выиграл на американском фестивале независимого кино «Сандэнс» в номинации «Лучший международный фильм». И злая шутка тут в том, что список победителей «Сандэнса» обычно заканчивают читать на первой строчке, где указывается лучший американский фильм, а интересные картины из других концов земного шара остаются без внимания.

Наверняка, многих смущает сама аннотация к фильму: юный лорд Кавендиш отправляется из Шотландии на Дикий Запад, чтобы отыскать луну его жизни – крестьянку Роуз. В дороге ему встречается закаленный бродяга Сайлас (Фассбендер), который самолично решает не бесплатно сопроводить его в опасном путешествии. Не правда ли, какая-то ерунда? Но авторский стёб и ирония Маклина становятся понятны уже после просмотра трейлера: «Строго на Запад» – это такая абсурдная сказка, где всё идет не по плану, до отказа наполненная чёрным юмором, выказанным в самой вольной манере. И не зря, смотря фильм, невольно улавливаешь то привкус «Настоящей хватки» братьев Коэн с её очень неторопливым темпом и болтовней вместо стрельбы, то культового «Мертвеца» Джармуша – вообще, наверное, самого странного вестерна в истории. А финальная перестрелка, которая просто обязана по закону жанра иметь место, напоминает с одной стороны Тарантино (с его непредсказуемым итогом массовой пальбы), а с другой – красочного Уэса Андерсона: будто разрисованный гуашью домик, где столы, стулья, стены, утварь и прочее выкрашены контрастными яркими цветами, головорезы, которые укрываются в колосящейся пшенице, разбитая солонка, соль из которой, по иронии, сыплется не иначе, как на рану. И эти отсылки Маклина не выглядят аляповатыми или вторичными. Скорее наоборот, он бережно собрал важные находки из картин коллег и скомпоновал их таким образом, чтобы получился очень ладно скроенный фильм, где всё вытекает одно из другого.

«Строго на Запад» – несмотря на ожидания, кино удивительно лёгкое и не скучное, которое оставляет в душе такое благостное ощущение, как после просмотра какого-нибудь милого и веселого (пусть и вывернутого наизнанку) ситкома. Уж на такое точно должны найтись желающие.

Автор: Никита Богданов