После сверхуспешного первого сезона «Настоящего детектива», от второго ждали ни много ни мало – откровения, причем парадоксальным образом ни у кого не возникало сомнений, что шоураннер сериала Ник Пиццолато выдаст что-то «на-гора» – такой кредит доверия и славу заслужил апостол нового слова в сериальном деле. В социальной психологии существует такое явление, как «самоисполняющееся пророчество» – предсказание, которое так влияет на реальность, что в итоге становится верным. И если именно факт всеобщего поклонения заставил Пиццолато поверить в свою всесильность, то за неуспех нового «TrueDetective» в какой-то мере ответственны мы все. Но и со зрителями такое отношение сыграло злую шутку: из-за подобного восприятия мы считаем в общем-то крепкую криминальную драму провалом – настолько высоко была задрана планка.
Откровенно говоря, складывается впечатление, что Пиццолато виноват во всём сам: невозможно быть одновременно и уверенным в своей правоте и возможностях, и вместе с тем послушно изменять в сериале всё то, за что его критиковали в прошлом сезоне. Ник писал свой новый сезон сам и всего за год, вдобавок, черная кошка (по слухам) пробежала между ним и режиссёром первого сезона Кэри Фукунагой, определенно ответственным за успех первого сезона. В итоге, второй сезон снимали 3 постановщика, что не могло не сказаться на стилистике и провисаниях в нескольких сериях. После первого сезона американские феминистки довольно громко вопили об отсутствии женского персонажа, и Пиццолато как добавил лихую Рейчел МакАдамс в роли Антигоны Базеридис, так и закончил в сериал в определенно приятном для них (феминисток) ключе. И обезопасимся на будущее, добавив парня-гомосексуалиста, главной проблемой которого оказываются не воспоминания о войне, которые должны мучить его, а собственная сексуальная ориентация. Когда его обвинили в слишком мутных и философских диалогах и речах Раста Коула – истории теперь просто вываливают наружу по неведомой прихоти, а разговоры персонажей между собой скатываются в пафосную чушь. По крайней мере, не у одного меня вызвала недоумение длительная и слащавая беседа между персонажем Винса Вона и его женой, которая заняла добрую часть последней и определяющей серии. Если Пиццолато забыл, как говорят и решают свои проблемы с семьей гангстеры – пусть пересмотрит «Клан Сопрано». Кому-то в первом сезоне не пришлась по душе и мистика? Остановимся на отсылках к софокловскому «Царю Эдипу» (героиню МакАдамс не зря зовут Антигона) и будем гордиться ими в каждом интервью!
Топ-менеджер HBOМайкл Ломбардо уже анонсировал возможный третий сезон: благо, авансов от первого хватит еще на парочку, но противиться тому факту, что второй сезон не удался, Пиццолато не стоит – и дело даже не в повальном раздражении критиков, а в том, что пусть и всё еще трехмиллионная аудитория смотрела новую главу его повествования без прежнего благоговения, а то и вовсе скучая. И невнятный сюжет вкупе с проваленными линиями героев, динамики отношений между которыми мы так и не дождались, – не исправить классным саундтреком и атмосферой погрязшего в деньгах и пороке калифорнийского городка. Но отчаиваться зрителям точно не стоит – «Американская история ужасов» приучила нас к жанру телеальманаха и тому, что каждый новый сезон не ответственен за успехи и неудачи предыдущего.
Автор: Никита Богданов