Весна все сильнее вступает в свои законные права, с каждым днем становится все теплее, а город наполняется жизнью и большим количеством новых мероприятий. Этой весной творческое объединения «Стихия» презентовало множество проектов и провело множество мероприятий. Одним из главных участников и активных деятелей объединения является Денис Кузнецов – талантливый поэт, организатор и просто хороший, общительный человек.
– Здравствуй, Денис. Начнем, наверное, с главного события в твоей жизни – это твой первый сборник стихотворений «Insomnia», который ты недавно презентовал у себя на странице в социальной сети. Расскажи, насколько длинным был путь до того, как твоя первая книга оказалась у тебя в руках?
– Писать я начал еще в средней школе. А в последствии, в свете ряда событий, стихи заняли значимую часть моей жизни. Работа над сборником началась в январе. И только в марте, спустя два месяца, книга оказалась у меня в руках. И, должен сказать, путь этот был не из легких.
…И пускай мне судьбой не велено
Бросить якорь, погибнуть, жить!
Тут по-прежнему так же зелено,
Как в раю моём может быть.
– А как насчет технической стороны создания книги? Все пришлось делать самому или кто-то тебе помогал?
– Сперва стоит сказать, что книга вышла самиздатом. Поэтому буквально всю работу пришлось делать самому. Я был “сам себе редактор”. Верстать макет тоже пришлось самостоятельно. Исключение составляют иллюстрации и обложка – их делали на заказ.
Но в то же время нашлось немало неравнодушных людей, которые приложили к этому руку: вычитывали тексты, давали ценные советы. Эти люди – моя семья и мои друзья. Я искренне благодарен им за поддержку.
– Ты проделал огромную работу! Это как-то повлияло на выбор названия твоей книги? Бессонница – так переводится Insomnia и с английского, и с латинского. Что же ты вложил в это название? Творчество и работа над книгой отобрали у тебя сон?
– Безусловно. Труднее всего было совмещать работу над книгой и учебу в университете. И то и другое требует массу времени. Помимо этого, большинство стихотворений писалось ночью. Суть названия хорошо изложена в предисловии.
Вновь не могу уснуть.
Мягко ложится свет
/лунного неба путь/
Прямо на мой паркет.
Светом горящих фар,
По потолку скользя,
Словно немой пожар,
Дымом своим грозя,
Чей-то мотор опять
Режет на части ночь.
И не выходит спать.
Некому мне помочь…
– А сколько стихотворений вошло в твою “Бессонницу”? Много пришлось оставить “за бортом”?
– В сборник вошло более 50 стихотворений. Разумеется, это далеко не все стихотворения, которые были написаны с самого начала. Примерно столько же “ушло за борт”. В основном это стихи, написанные в первый год активного творчества.
– На это нужно, наверное, много вдохновения и сил. Есть ли у тебя муза или какие-то особые источники, которые вдохновляют тебя?
– Нет, музы у меня нет. А единственным источником вдохновения в данный момент я могу назвать свою память. Но под лежачий камень вода не течет. И, осознавая это, я, пусть медленно и с трудом, стараюсь идти вперед.
… У вечности есть граница.
И адрес известен точный.
Вот только туда не пробиться.
Ну разве что только почтой.
– Думаю, как и любой другой поэт, ты не только пишешь стихи, но и читаешь других. Кто из поэтов ближе всего к тебе по духу? Что интересует больше – классики или современники?
– И у тех и у других есть очень неплохие работы. Я стараюсь отходить от понятия “любимый поэт”, потому что у одного поэта какие-то стихи могут нравиться, а другие – нет. Но если посмотреть на картину в целом, то из классиков я могу выделить С. Есенина, И. Бродского, К. Симонова, З. Гиппиус. Из современных: Е. Евтушенко, Дж. Абатурова, Д. Птицами, Л. Костенко и других.
– Кстати, вместе с книгой ты презентовал мини-тур по Украине. Скажи, сложно ли молодому поэту открывать новые горизонты? Какие, лично ты, повстречал трудности?
– Это сложно. Не невозможно, но сложно. И да, человеку без постоянной многотысячной аудитории организовать даже маленький тур – повод потрудиться. Основная проблема – найти организатора и уговорить его взяться за твой вечер. И это еще не гарантия успеха. В любой момент может произойти что-то, на что ты не способен повлиять и вечер отменится за неделю до оговоренной даты.
… Я здесь мимоходом, все мимо и мимо…
Я здесь мимоходом, но все же стою.
Истоптанный путь одного пилигрима
Привел меня к краю – в обитель твою.
– А после тура ты что-то планируешь? Продолжишь выступать летом или посвятишь время отдыху и написанию новых произведений?
– После тура я займусь тем же, чем занимаюсь изо дня в день. Разумеется, буду писать что-то новое. И буду искать возможность выступить в городах, в которых я еще не был.
– Спасибо тебе за общение, за ответы. Можешь напоследок дать совет начинающим поэтам, которые бояться или, возможно, стесняются открыть себя окружению?
– Со страхом нужно бороться. Он будет мешать не только в поэтической сфере. А стесняться уж точно никого не стоит. Поэтому раз уж у Вас есть желание читать стихи публике – ищите возможность и используйте ее, великие тоже начинали с малого.
Один. Туманом опоясанный.
Аллей тропа дождями соткана.
Ни с кем рукою впредь не связанный,
В бреду блуждаю под высотками.
Во власти лиц, меня не помнящих.
Под ризой ангела скорбящего
Стою на всеобъятном поприще
Вдали мерцающего, уходящего.
Тоской, печалями окутанный,
От мысли той безукоризненной,
Что все, что было между стуками
Застыло где-то между жизнями.
Беседовал Максим Назаров