Поэт Денис Кузнецов: “Я призма, которая пропускает через себя негатив и показывает его с прекрасной стороны”

С Денисом Кузнецовым, молодым запорожским поэтом, город познакомился в 2015 году. Тогда парень впервые вышел на сцену и своими стихами очаровал слушателей, став финалистом конкурса “Голос Запорожья” и проекта “Поэтслем”.

18072831_503267233397264_1733675629_nДенис не давал любителям поэзии забывать о себе. В течение последних двух лет он принял участие в “Заметках на полях”, “Арт-съезде”, “50 стихотворениях” и других поэтических проектах. Поэт также выступил перед днепровскими и киевскими ценителями современного рифмованного слова, расширив аудиторию фанатов по всей Украине.

В начале 2017 Кузнецов закончил работу над первым поэтическим сборником “INSOMNIA” (“Бессонница”, – прим.). В разговоре поэт рассказал о содержании своей книги, а также в общих чертах описал индивидуальный творческий стиль и путь.


– Денис, “Бессонница”, это что-то негативное?

– Здесь нужно говорить о конкретном произведении. Преимущественно, стихотворения, которые вошли в сборник, скорее негативные. Они отражают определенную болезненную ноту, эмоцию, без которой и творчества не было бы. В моем понимании, поэт – это призма, которая пропускает через себя негатив и показывает его с прекрасной стороны.

Мои стихи – автобиографичные, и напрямую отображают все, что происходило в моей жизни. Я писал стихотворения на основе реальных ситуаций, которые буквально выводили из себя, которые мне было трудно пережить. Однако использовал образы, чтобы не говорить прямо о произошедшем, но стараясь передать читателю свои переживания. До полной открытости, откровенности перед аудиторией я еще не дошел.

Хорошее в жизни, безусловно, есть. Но хорошее – оно само по себе хорошее: его не нужно украшать, преображать. Его можно просто рассказать.

Стихотворения на позитивные темы присутствуют, но их меньше. Потому что куда сильнее ранит и наталкивает на определенную необходимость выразить мысли образно именно  плохое.

– Кто же все-таки не может уснуть?

– Об этом четко сказано в предисловии моей книги. Добавлю только, что большинство стихотворений писалось именно ночью. Они создавались не из-за невозможности уснуть, а из-за нежелания спать до тех пор, пока ты не переосмыслишь суть конкретного произведения.

18035408_503267236730597_512038680_n

Вместе с тем, в книге есть стихи, которые изображают другую степень бессонницы, более интимную и позитивную. Они несут в себе переживания, которые совсем не омрачены. Они были написаны в тот период, когда в моей личной жизни все цвело и пахло. Тогда я писал не из-за болезненного ощущения пустоты внутри, а именно из-за желания изобразить прекрасное.

Нетрудно догадаться, что сборник поэзии содержит в себе размышления о вещах меня тревожащих.

– Разделена ли книга на части печальной и радостной лирики?

– Нет. Все стихотворения идут в хронологическом порядке их написания. По мере прочтения книги можно проследить цепочку событий, имевших место в моей жизни. Кроме этого, заметен мой творческий рост. Для этого я расположил произведения в сборнике именно так.

Стихи, которые писались раньше, были таким себе учебным периодом. Сейчас я смотрю на них и не испытываю тех эмоций, которые испытывал тогда. Интересно проанализировать их с точки зрения литературного опыта: формы, рифмовки, темпа и прочего.

– Это твое первое поэтическое издание. Долго собирал материал для книги?

– Первое стихотворение, вошедшее в книгу, датировано – началом 2013 года. Началом моего активного творчества. Стихотворения с 2013 и по январь 2017 вошли в поэтический сборник.

– Будет ли аудио-версия книги?

– Безусловно.

Она уже записана. Только вот это не аудио-версия. Это одноименный аудио-альбом, который выйдет в поддержку книги и станет третьим в истории моего творчества.

Первый альбом был записан в конце 2014, второй – в конце 2015. Последний был создан в марте.

– В альбом войдут все стихотворения из “Бессонницы”?

– В книгу вошло около 50-ти стихотворений. В альбоме их будет 10. Около 20-ти были записаны до этого, все они вошли в сборник.

– Как появилась идея добавить к слову музыкальное сопровождение?

– Здесь нужно поднять проблему творческого пути поэтов.

В свете развития информационных технологий, интернета и социальных сетей появилась специальная категория лириков – “сетевые лирики”. Представителями сетевых поэтов являются Ирина Астахова, Вера Полозкова, Евгений Соя, Дмитрий Птицами, Владимир Ток. Это люди, которые занимаются творчеством давно. Они стали известными исключительно на платформе социальных сетей. Выкладывая свои произведения в заметки ВКонтакте, авторы начинали приобретать популярность.

Сейчас публика привыкла к тому, что получает не только текст. Печатные цифровые слова без мультимедийных дополнений просто пролистываются в ленте новостей. Добавь к нему симпатичную картинку или мп3-файл, и будет уже совсем другое дело.

Идея добавить к слову музыкальное сопровождение – это скорее необходимость соответствовать стандартам, которые существуют в современном онлайн-обществе.

За счет этого творчество будет услышанным. Если не делать аудио или видео, не стараться публиковать свои произведения на поэтических интернет-ресурсах работа просто останется неоцененной. Это не будет интересно и не будет прочитано никем, кроме твоих друзей. Если ты хочешь быть услышанным – ты должен продвигаться всевозможными путями.

18110131_503267240063930_289616749_o

– Кто пишет музыку для твоих стихов?

– Беру в свободном доступе. Конечно, это плагиат. Но так делают все, и никто не обращает на это внимание. Да и сейчас у меня нет возможности поступать иначе. Я не могу наладить контакт с композитором и заплатить ему деньги, которых у меня не то чтобы нет… Честно говоря, я даже не знаю стоимость конкретных услуг.

Интересуюсь неоклассической музыкой. Слушая, к примеру, фортепиано я интуитивно чувствую, подойдет ли произведение к конкретному стиху или нет. Сейчас все поэтические вечера провожу в режиме мелодекламации. Очень редко читаю стихи без музыкального сопровождения.

Записи альбомов проходят на аудио-студиях.

– Кому интереснее всего будет читать “Бессонницу”?

– Я склонен считать, что поэзии, как и любви, все возрасты покорны. Ею интересуется широкий круг людей. Преимущественно, это молодые люди нашего возраста, в основном девушки. Хотя парням тоже нравится такая лирика. Бывает, что на поэтические вечера послушать стихи приходят женщины бальзаковского возраста. А иногда оценивают даже старики. На самом деле, размах аудитории большой.

– Для кого ты писал свои стихи?

– Исключительно для себя и для людей, с которыми мои переживания были связаны. Многие произведения – а особенно любовная лирика – это посвящения. Люди, которым были посвящены мои стихотворения, знают об этом, и мне этого достаточно. К примеру, 70% книги посвящено девушке.

– Значит, конкретные люди могут узнать себя на страницах сборника?

– Многие люди могут узнать в стихах себя. Даже совершенно посторонние могут почувствовать некий отклик. Но есть персоны, которые были со мной и поспособствовали написанию в этот период.

– Где находишь источники вдохновения?

– Тяжелый вопрос. Понятие вдохновения для меня очень размыто.

Когда начинаешь заниматься творчеством, к примеру, писать стихи, ты чувствуешь максимальное удовлетворение. Бывало, что я сидел на уроке, и в моей голове появлялись рифмованные строчки. Откуда они брались – объяснить я не смогу. Я бы назвал это расшифровкой некого словесного кода. И я понимал, что если сейчас не продолжу написание, если не начну развивать конкретную тему, то определенно не смогу этого сделать в будущем. Отсутствие реализации творческой задумки меня пугало.

Поэтому я бросал уроки, буквально мчался, летел домой и садился писать. Это я называю вдохновением.

Сейчас такое редко бывает. И стихи я пишу гораздо реже. Раньше писал по пять стихотворений в неделю, чуть ли не каждый день. Сейчас в среднем я пишу один стих в месяц. Наверное, это связано с отсутствием происшествий в жизни. Думаю, что в поэзии только сверхгении могут творить постоянно. Я не считаю себя потрясающим поэтом.

Могу добавить, что, кроме эмоционального фактора, меня вдохновляет сама словесность. Я могу сделать набросок стихотворения и решить: да, это красиво, это круто, это звучит и это мне нравится.

– К слову о технике. Что для тебя ближе: классический слог или отказ от консервативности? Ты ищешь новые поэтические формы или, возможно, уделяешь больше внимания содержанию произведений, нежели их оформлению?

– Я всегда был приверженцем строгих форм. Каноническая перекрестная рифмовка, либо другая из иных устоявшихся. Почти всегда я пытаюсь поддерживать ритм, но далеко не всегда это удается. Во время прочтения произведений могу пальцем отбить каждую стопу. В своих произведениях и в стихах поэтов-коллег я чувствую поэтический ритм. Очень редко бывает такое, что я жертвую ритмом ради смысла.

Если есть два варианта высказаться, причем один из них будет более четким в плане содержания, но проигрывать по темпу и мелодике, а второй чуть-чуть будет проигрывать по смыслу, хотя удачнее подходить к ритмической канве стиха, я выберу второй вариант.

На счет содержания: в моем творчестве преобладает образность и символизм. Я редко говорю буквально о конкретных ситуациях. В какой-то степени это тот символизм, который был в ХХ-ом веке. Это направление, присущее, к примеру, Блоку. Во-первых, это дает возможность не рассказывать детально о своих переживаниях, потому что иногда этого просто не хочется делать. А во-вторых, это предоставит возможность читателю найти в поэзии что-то свое. Если я буду говорить прямо о своих жизненных ситуациях, аудитория меня просто не поймет. Но если использую образ, то разные ситуации могут стать абсолютно идентичными.

Говоря о тематике моих стихов, стоит упомянуть, что подавляющее их большинство – это любовная лирика. Реже выходят произведения на социально-политические темы.

18073571_503267246730596_1896712540_n

– Поэтическое ремесло – увлекательное хобби или твердое предназначение?

– Не могу сказать, что со мной будет завтра. Может, меня машина собьет.

Сейчас творчество – это однозначно главное в моей в жизни, то, чему я посвятил четыре последних года. Это работа над сборником, организация поэтических вечеров в Запорожье и других городах… Я жертвовал здоровьем, учебой, другими сферами своей жизни ради лирики. Не назвал бы это ремеслом, но на данный момент поэзия – это, однозначно, самое главное для меня.

Не могу предсказать, что будет через год. Может быть, произойдет что-то, после чего я скажу себе: “Нет, все, я писать больше не буду”.


А пока Денис не планирует бросать поэзию, автора и его книгу уже встретили в Днепре (12.04), Харькове (13.04) и Киеве (15.04). После проведения нон-стоп тура по Украине, он вернется в родной город и окунет запорожцев в “Бессонницу” уже сегодня 30 апреля. 

Читать стихи Денис будет под живой аккомпанемент фортепиано в исполнении Юляны Орловской.

Также вы сможете услышать стихотворения его хорошего друга Андрея Хмельницкого.

Когда: 30 апреля – начало 19.00
Где: EDISON SPACE coworking
Билеты:  50 грн.

 Кузнецов пообещал прочитать новейшие стихотворения, которые не вошли в “Бессонницу”.

Интервью: Андрей Ненадов

Фото: Вадим Коршенко