Максим (имя по просьбе рассказчика изменено) – человек, который из-за наркотиков прошел путь от отличника, идущего на золотую медаль, до зависимого от наркотиков, потратившего девять лет жизни впустую и вернувшегося снова в мир без зависимости.
– Когда и почему ты стал употреблять наркотики?
– В 14 лет. Предложил знакомый, который этим торговал и сам употреблял. Я решил попробовать, и со временем это вошло в систему. Не ожидал того, что буду употреблять почти девять лет. Находил наркотики у знакомых, покупал в киосках (например, хлебных). Тогда я был полностью уверен, что наркотики – это развлечение, такая себе просто прикольная штука, которая может быть в жизни каждого. Примерно такая же, как сыграть в компьютерную игру и получить удовольствие.
– Приходилось ли тебе воровать наркотики или воровать, чтобы достать наркотики?
– Да, и то и другое. У меня было много знакомых торговцев. Я воровал и у них, пока они были заняты чем-то или были уже «веселые» и мало что замечали. Воровал деньги, технику, золото, проводил махинации с банковскими картами и депозитами, обворовывал квартиры и машины, воровал проводку и металлические детали в различных местах, обманывал людей.
– И тебя задерживали из-за употребления наркотиков?
– Да, и не раз. Но всегда удавалось сыграть роль такую, что все театры плакали по мне и меня отпускали. Кроме одного раза, где отвезли на экспертизу, все было на руках и выйти сухим из воды уже не удалось. Чуть не посадили тогда.
– Как сказались последствия употребления наркотиков на учебе и работе?
– С учебой проблем не было, потому что я просто не учился. Перестал посещать занятия, а ведь долгое время был отличником. Кое как окончил школу, нашел работу. А работа – это другой вопрос. Да, там платят деньги, на которые можно купить «веселье», но по утрам после такого «праздника» ты просто не можешь подняться с кровати, не то, что выйти на работу. Ни на одной работе я не задерживался больше месяца.
– Тебя поддерживала семья? Они знали?
– Знали. Это трудно скрыть, если увлечение перерастает в систему. Поддерживали, но, в основном, на словах. Принцип такой: если сам не хочешь, никто тебе не поможет.
Я не раз врал родным и близким людям, сколько и какие наркотики употребляю. Один раз, уже в клинике, тоже пришлось соврать. Меня туда привел отец, чтобы помочь мне бороться с проблемой. Я испугался, потому что думал, что меня навсегда закроют в лечебнице. Да и папе было стыдно во всем признаться.
Мои наркотики принесли колоссальное горе в мой дом. Я потерял доверие близких, которое, думаю, так и не восстановил. Я украл и выманил много их денег и ценностей, испортил отношения со всеми родственниками, а с большинством из них до сих пор не общаюсь. Главное, что я потерял очень много времени, которое мог потратить на другое. Я полностью лишился своей семьи.
– Чувствовал себя виноватым или хотел оправдать свой выбор принимать наркотики?
– Было стыдно перед родными и перед теми, кого обманул. Я пытался оправдать себя всегда тем, что виноват кто-то другой, что я стал таким, а не я сам.
– Ты осознал, что у тебя проблемы, в 20 лет. Начал лечиться сразу?
– Нет, пытался бросить сам. Терпел, как мог, но ничего не получалось. Пытался неоднократно: держался от месяца до полугода. Очень много попыток и все неудачные. Дошло даже до затяжной депрессии и еще большего погружению в мою старую проблему. Один раз обратился в специализированный частный лечебно-реабилитационный центр, но так и не начал лечение.
– Как ты все-таки смог остановиться?
– Я начал ездить на заработки в Польшу, отказался от всех своих друзей и знакомых, удалился из всех соц.сетей. Я понял или сейчас или никогда. Мне уже 25 лет, я хочу свою семью, нормальную здоровую семью. В Польше я встретил девушку из своего города и понял, что это знак. Знак начать новую жизнь. И вот уже я 3 года не употребляю и абсолютно счастлив.
«Рак души, так я называю наркотик»:
рекомендации известного врача-нарколога Виталия Василенко
Мы поговорили с известным запорожским наркологом Виталием Василенко, о ключевых проблемах реабилитации людей с зависимостью
Как распознать проблему?
Есть некоторые общие черты того, как наркотик влияет на организм и поведение:
- Внезапное изменение в поведение;
- Перепады настроения: человек может быть раздражительным и сварливым, а потом вдруг стать счастливым и мягким;
- Отчуждение от семьи;
- Неряшливость: человек перестает следить за своим внешним видом;
- Потеря интереса к хобби, спортивным и другим любимым занятиям;
- Изменения в привычках сна: например, человек может бодрствовать ночью и спать целый день;
- Красные или «стеклянные» глаза;
- Постоянно чешущийся нос или насморк.
Как это вылечить?
Есть комплекс методик, но самым главным условием является искреннее, а не «добровольно-принудительное», желание пациента избавиться навсегда от наркозависимости. Любая форма принуждения со стороны родных исключает положительный результат.
Что делать родственникам?
Главное, не медлить с лечением. Получив уверенность, что сын или дочь злоупотребляет наркотиками, нужно начать их лечение, как можно скорее. Чем раньше они получат помощь, тем большая вероятность полного восстановления. Раньше начав лечение, подросток более вероятно избежит участи человека с наркотической зависимостью. «Наркомания» – это болезнь, с которой в одиночку не справиться
Быть терпеливым, но настойчивым в желании помочь своему ребенку.
Не давать деньги. Необходимо закрыть поток дохода, чтобы не было возможности купить очередную дозу.
Воздержаться от угроз и гнева, не жалеть. Угрозы не приведут к восстановлению, наоборот, только принесут вред. Это не означает, что члены семьи не должны указывать человеку с зависимостью на последствия. Они должны пытаться открыть ему глаза на реальность болезни. Но угрозы, взывание к чувству вины или стыда, успеха не принесут.
Катерина Тимченко
Елена Мищенко
Матеріал підготовлений за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні в рамках проекту Школа аналітично-розслідувальної журналістики. Думка авторів може не співпадати з позицією Посольства.