Инесса Носенко: «Если от всего сердца пожелать, то чудеса ханукальные сбываются»

kLrzUХанука – еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. 
Этим праздником евреи отмечают победу света над тьмой, чистоты и искренности – над конформизмом и приспособленчеством, духовности – над сугубым материализмом. В 2014 году празднуется с ночи 16 декабря по 24 декабря.

Об особенностях и традициях Хануки «Порогам» рассказала директор еврейского общинного центра «Мазаль Тов» Инесса Носенко.

– Начинаются ханукальные встречи. Расскажите коротко, что это за праздник такой – Ханука?

– Ханука – это чудо. Есть люди, которые верят в чудеса, есть те, кто не верят. Как можно отличить человека верующего в чудо от неверующего. Способ один: тот, кто не верит, много об этом говорит, а тот, кто верит, берет и делает. Такая же история произошла несколько тысячелетий назад.  Был освобожден город от тех людей, кто его осквернил. Когда же евреи зашли в храм они ужаснулись: он находился в жутком состоянии. Для того, чтобы очистить его нужно сделать одну простую вещь: необходимо особым образом приготовить масло, из него делались свечи, и они должны были гореть. Но не было этого масло, а для того, чтобы его сделать нужно было время. Но люди верили, если им удалось освободить город, у них получиться осветить храм. И тогда они нашли маленький кувшинчик с маслом, но его хватило бы лишь на один день, а чтобы сделать новое нужно ждать восемь дней. Тогда начали думать, что делать: ждать ли целых восемь дней или зажигать сейчас. Те, кто верили, сказали, что нужно зажечь, то, что у нас есть и ждать чуда. И оно произошло: масло горело все 8 дней и освещало все это время храм. А за этот срок было приготовлено новое масло и не дало остановиться этому замечательному освещающему огню.

Какие есть традиции на Хануку?

– Очень часто евреи говорят «Светлой Хануки» и « Светлого ханукального чуда». Если от всего сердца пожелать, то чудеса ханукальные сбываются. Принято угощать друг друга всякими сладкими вкусностями. Все, что вы можете приготовить, например, оладушки, а еще лучше, если это будут картофельные оладушки или пончики, всевозможные творожки. Кто-то говорит, что любит картофель фри, да не вопрос: готовьте, пожалуйста. Главное, что б это было сделано во вкусненьком, замечательном настоящем масляном растворе и тогда это будет настоящее, волшебное ханукальное блюдо. В этот праздник все едят сладкие вкусняшки, дарят друг дружке хануку гелд. В этот день, каждый вечер зажигаются большая или маленькая ханукия,  девятисвешник: зажигается одновременно дежурная свеча – служка и первая свеча первого дня, во второй день зажигается дежурная свеча и две свечи и так до последнего восьмого дня. Еще одна хорошая традиция – это готовить постановки и спектакли, связанные с событиями, которые предшествовали событиям в Греции и Иудеи. Рассказывают, как великие маккавеи освобождали храм, подняли восстание и победили в этой войне. Рассказывают историю семьи, которая не смогла предать свою веру и традиции в итоге мать ушла из жизни вместе со своими сыновьями. Это трагическая история еще раз рассказывает, что такое вера и как она нужна людям.

 – Что принято дарить на Хануку?

– Есть еще одна замечательная традиция: говорят, если в Хануку дать ханукальную денежку – хануку гелд, будет совершена большая благотворительность. И деткам дают копеечки  и рассказывают, что такое благотворительность. Очень многие детки оставляют эти денежки не себе, а вкладывают их в другое доброе дело. С самого детства ребятишки узнают и знакомятся с тем, что своей копеечкой, которую можно было потратить на мороженое и пирожное, можно помочь тем, кто в этом больше нуждается. На Хануку приходят обязательно в синагогу всей большой семьей, это место, куда приходит община, что бы обсудить, поговорить, помолиться, встретиться с ребе. Ведь раввин – это учитель, наставник.

– Расскажите о ханукальных встречах, которые будут происходить непосредственно в «Мазаль Тов»?

– У нас будет несколько встреч. Одна встреча – это традиционно встреча поколений, где объединятся наши бабушки и наши детки. В  каждом клубе будет своя ханукальная посиделка, где будут зажигать свечи и кушать оладушки. И будет большое событие в городе, в воскресенье будет торжественный день. В доме имени Макса Гранта мы сначала поздравим тех, кто не сможет поехать в какое-то другое место, и встретим с ними этот праздник, затем в старой синагоге внесут свиток Торы – это очень серьезное событие. В новой синагоге  будет праздник для тех, кто захотел прийти в бейт кнесет.  На одной из центральных площадей будут зажжены огромные свечи Ханукии.

– Скажите, пожалуйста, а где принято ставить свечи в доме или это не имеет значение?

– Желательно, что бы ваши свечи были или возле двери или возле окошка. Это связано с тем, что человек случайно проходя мимо, может увидеть, зайти на огонек, узнать об этом празднике.

– Еврейский Новый год – это совершенно другой праздник, а есть ли какой-то аналог Деду Морозу в еврейской культуре?

– У евреев вообще четыре Новых Года. Есть вообще абсолютно уникальный Новый Год деревьев, который отмечают в феврале. Когда я попала на этот праздник в Израиль, я получила массу незабываемых эмоций. В какой-то момент повсюду играет музыка, все выезжают куда-то на автобусах и на машинах, в руках какие-то непонятные тумбусы.  Для меня это все было удивительно, пока местные израильтяне не рассказали, что каждый год в этот день Ту би-шват съезжаются люди и в подготовленных окрестностях высаживают деревья. Не секрет, что в наших краях в феврале невозможно посадить ничего в грунт, так мы пытаемся высаживать свои растения в горшочках дома. Как-то с нами объединялись наши казаки «Спас» к нам приезжал в Запорожье консул с Израиля, так мы даже передали на землю обетованную один из росточков нашего запорожского дуба. В настоящее время он красуется под Иерусалимом. Еще один Новый Год – Рош Ха-Шана, происходит в сентябре. По традиции – это время рождения человека. Евреи живут по другому календарю, поэтому он периодически выпадает либо на начало, либо на середину сентября. В еврейской культуре я не могу вспомнить никого подобного Деду Морозу.  Если брать во внимание что Дед Мороз – это добрый учитель, добрый человек, который обучает детишек добру, то тогда это всегда будет раввин – тот самый добрый учитель, который несет знания. Если говорить о Деде Морозе как о дарителе, то на Хануку мы дарим детям деньги, а ребенок уже сам решит, что он хочет. Еще немножко и весной начнется праздник Пурим, так вот в Пурим-шпиль обязательным атрибутом выступает мишлоах манот – это такие корзиночки, напоминающие новогодние подарки, в которых должен быть подарок и цель такого подарка сделать какой-то поступок по отношению к тому, кто нуждается. Если взять этот аспект: когда ребенок нуждается в этом праздничном дарении от какого-то доброго учителя, тогда да. А вообще Деда Мороза или Санта Клауса в том виде и образе, который мы знаем, в еврейской культуре нет. Но есть разные кусочки добрых традиций  – подарок, учитель, праздник.

Что такое Ханука, «Пороги» спросили и у маленьких вопитанников еврейской общины.

Интервью: Эльмира Шагабудтдинова

Видеоопрос: Михаил Тупиков