Закулисье театра Магара глазами его работников

45670_640День театра отмечают во всем мире 27 марта. Когда мы слышим слово театр, в первую очередь мы всегда думаем об актерах, потом вспоминаем режиссера, сценариста. Но, на самом деле, ни один спектакль не был бы таким эффектным, если бы не сотрудники театра, о работе которых мы не всегда задумываемся, хотя она не менее важна. «Пороги» узнали, каков он, театр Магара, глазами администратора, монтажера, костюмера и художника по видеопроекции.

8462850dbb62c4bd159ee1ad55df6950_SЛюбовь Головатюк, главный администратор: «Интересно жить театром вместе»

– Так сложилось, что я вышла замуж за режиссера театра. Вместе с ним  работала в Луганском театре, была помощником художественного руководителя, потом переехали в Запорожье.Здесь мне предложили работать главным администратором.

Спектакли смотрю как зритель в зале. Мы очень часто с Евгением Ивановичем (Евгений Головатюк – главный режиссер театра им. Магара) обсуждаем постановки. Раньше еще не было таких возможностей для музыкального сопровождения, и мы до трех ночи слушали пластинки. Сов ременем я уже точно знала, к какой части спектакля, к какой мизансцене он готовит эту музыку. И, еще не видя спектакля, я представляла общую картинку. Иногда мои представления совпадали. Часто Евгений Иванович читает мне пьесы. Это просто интересно – жить театром вместе. Он творит, а я подставляю ему свое плечо.

Я никогда не играла на сцене. Когда-то, наверное, все хотели быть актрисами.Ну знаете, юность, ты заканчиваешь школу, ищешь что-то свое. Я всегда мечтала петь, выступала в народных ансамблях, но моя мечта не сбылась. Попела немного до замужества, и все. Но в театр ходила всегда. Еще в школьные годы запомнилась эта особая театральная атмосфера. Наверное, мне суждено было связать свою жизнь с театром, встретить свою судьбу и работать в театре. Я так счастлива, что работаю здесь. Мне уже есть с чем сравнивать, и я считаю, что это самый лучший театр Запорожья. Наше новое руководство, сделало отличный ремонт – и кабинеты новые, и гримерки ремонтируются, мебель поменяли. Это идет параллельно – творчество и материальная составляющая.     3_345

В основном я работаю со зрителями, моя работа заключается в том, чтобы зрительный зал был заполнен. Общаюсь с профсоюзами предприятий, банками, общественными организациями. Мы постоянно приглашаем на спектакли малообеспеченных людей, людей с ограниченными способностями, работаем с разными фондами. В последнее время часто приглашаем военных, которые служат в зоне АТО, беженцев с Донбасса.

К нам часто приезжают другие театры, арендуют сцену. Мы с ними очень хорошо общаемся, фотографируемся со знаменитыми актерами. Както раз к нам приезжал Дмитрий Дюжев, так у меня на мобильном есть с ним фотография. Сейчас приезжают в основном украинские театры, раньше приезжал и московский, но сейчас мы с ними не работаем, мы патриоты. Чаще всего приезжает Киевский театр.

4a071c64184f6ed127d1b90fcde1a863_SЕлена Лымарь, начальник пошивочного цеха: «Все мы здесь творческие работники»

– Мы обслуживаем всех, кто работает на сцене, а также создаем декорации. Дизайн придумывают режиссер и художники, а мы уже шьем по их эскизам. Швейное производство – это техническая работа, но мы все-таки творческие работники. Когда мастер шьет костюм, он все равно привносит какой-то свой элемент. На стадии сдачи спектакля меня обязательно приглашают посмотреть на свою работу в деле. Ведь на сцене все смотрится по-другому, чем в процессе шитья и примерок.

У меня очень специфическая работа. Самое нелегкое в ней – общение с актерами. Каждый из них приходит со своими идеями и настроением, мы все это чувствуем и стараемся угодить. Хочется, чтобы актеры нас понимали, как нам порой бывает непросто. Бывают экстремальные ситуации, когда во время спектакля ломаются молнии, иногда работаем и в выходные дни. Кроме того, нужно уметь быстро перестроиться – сейчас ты делаешь половик, потом ты строчишь штору, а тут еще принесли костюм ремонтировать. Когда актеры играют на сцене, они отдаются процессу и из-за их творческих порывов нитки порою не выдерживают, поэтому мы делаем наряды как можно прочнее и удобнее.

Мой любимый спектакль – «Энеида». Но с этим спектаклем у меня связан один казус: одна из актрис надела корсет задом наперед. Видно, актриса спешила, одевалась сама, никто не помог, не подсказал. Так она и играла богиню Олимпа в этом корсете, с дополнительной грудью на спине. К счастью, сыграла она отлично, и никто не заметил ошибки.

Здесь я чувствую себя на своем месте, я делаю то, что мне нравится. У нас очень комфортно работать. Я вот даже по своему цеху сужу: нам купили две новые машинки, освещение хорошее сделали. Окна обещают поменять. Это очень помогает в нашей работе.

58b053c805beeea9e04dde1724076741_SАндрей Заливший, начальник машинно-декоративного цеха: «Самое сложное – работа с режиссерами»

– В театре работаю седьмой год, до этого работал в кузнечном цеху мастером. Сначала был простым машинистом сцены, собирал декорации, теперь начальник цеха. О том, что сменил работу, не жалею. Производство – это достаточно монотонный процесс, а здесь – творчество, каждый день что-то новое. Скучать не приходится, от работы получаю моральное удовольствие.

Для некоторых спектаклей декорации на сцене строятся порядка шести часов. И до того как опустится занавес, до конца спектакля мы должны успеть их построить, поменять. Самое сложное – это работа с режиссером. Он представляет себе одно, а мы исходим из тех технических возможностей, которые у нас есть.

Художник делает эскизы макета, по этим чертежам декорации делает столярный цех. В основном все декорации – деревянные, чтобы легче было их двигать. Мы не имеем возможности работать с металлом, такие детали заказываем «на стороне». Когда декорации готовы, художники разрисовывают их, отправляют на сцену. И здесь уже они наши. В основном меняем декорации в антракте, но иногда приходится работать и во время действия. Это работа режиссера – сделать так, чтобы зрители не видели, как меняются декорации. Делаются световые акценты на другое место, в этот момент меняется декорация.

В сказке «По щучьему велению» печку тоже двигает человек, он весь спектакль сидит в ней, как танкист. За время репетиций декоратор даже успевает выучить текст всех актеров и потом им подсказывает. А на спектакле «Любовь на Заречной улице» было такое, что въезжает машина и у нее отваливается колесо и катится в зал. Ну, естественно, не докатывается, а в антракте был пит-спот срочный. Мне товарищ еще на прошлой работе говорил: «любая работа делится на творческие порывы и рабочие моменты». Так вот, отпавшее колесо – это рабочий момент. А когда все получается – это просто творческий порыв.

Геннадий Лещенко, художник видеопроекции: «Всегда интересно, когда ты не просто делаешь все, как сказал режиссер, а обыгрываешь свои собственные ощущения»

– Моя задача – обеспечить визуальным материалом то, что придумал режиссер. Проблема в том, что у нас режиссура театральная, мы работаем с актерами, декорациями. Бывает сложно понять заранее, что должно быть на видеопроекции. В нашем театре мне удалось за пять лет создать профессиональную систему стационарной видеопроекции. С помощью этой системы мы можем, например, в спектакле «Пори року» сквозь полупрозрачный экран, который впереди, перед балетом, создать достаточно интересный эффект. Я когда-то слышал, как в троллейбусе говорили: «в театре Магара 3D проекция». Думаю, о чем они, я же знаю, что ее там нет. А люди были на «Порах року» и так попало, что совместилось изображение на экранах и действительно, это выглядело как трехмерная проекция. У нас в театре, с помощью руководства создана достаточно мощная база для таких экспериментов.

До того как прийти в театр, я пять лет проработал в конструкторское бюро «Пентагон». Раньше, в Советском Союзе в каждом городе были такие бюро, где собирали лучших инженеров, и они работали на ракетно-космический комплекс. На третьем курсе я увлекался видеопроекцией, меня увидел режиссер, Игорь Борис, пригласил в свой спектакль. Тянуло его к применению таких нестандартных методов, выходящих за рамки театра. Смешно вспомнить, насколько мои первые работы были несовершенны и ограничены.

Сейчас должен получиться довольно интересный проект с концертом Штрауса. Музыка Иоганна Штрауса – классическая, позволяет объединить ее с классической живописью. То же самое хотим сделать и с постановкой «Листи кохання». Здесь с помощью музыки, вокала и видеосопровождения можно воплотить особое сценическое состояние, удивительно полный образ. Всегда интересно, в любом проявлении искусства, когда ты не просто воплощаешь то, что сказал сделать режиссер, но и обыгрываешь свои собственные ощущения. Если это получается – это интересно.

Авторы: Алина Булава, Ростислав Назаренко