Почти в каждой семье об онкологии знают не понаслышке. Это, наверное, одна из наиболее насущных и болезненных тем для запорожцев, дышащих смогом заводов и выхлопных газов.
О раке и экологии, о состоянии областного онкологического диспансера, о настоящем и будущем нашей медицины мы говорили с профессором, заведующим кафедрой онкологии Запорожского государственного медицинского университета Анатолием Шевченко.
– Анатолий Иванович, до сих пор, несмотря на развитие науки, существует определенный процент неожиданности, когда люди узнают об онкологическом заболевании. Почему так происходит?
– В СССР мы воспитывались в таком духе, что у нас в стране самая лучшая бесплатная медицина и «вместо сердца – пламенный мотор». Многие проблемы при социализме умалчивали, скрывали, считали, что все хорошо. Так, даже сведения об онкологической заболеваемости для врачей публиковались с грифом: «Для служебного пользования». Сейчас ситуация в онкологии постепенно меняется.
Однако экология в Украине настолько плохая, настолько изношены все материальные средства, заводы, фабрики, что на голову каждого запорожца ежегодно сбрасывается огромное количество вредных веществ… А посмотрите, что мы едим и пьем! Нигде в мире нет стиральных порошков с использованием фосфатов, а у нас они тоннами попадают в Днепр. Мы – одна из немногих стран, где используется хлорирование воды, пагубно влияющее на иммунитет человека.
Мы живем, как страусы: голову закопали в песок и считаем, что спрятались от проблем. Поэтому когда у меня студенты невнимательно слушают лекцию, я им говорю: «А вы знаете, что каждый третий-четвертый из вас будет болеть злокачественными образованиями?» И тогда они сидят, слушают.
– Неоднократно сталкивалась с тем, как люди полушутя-полусерьезно говорят, что с нашей экологией, якобы, и здоровый образ жизни вести не обязательно…
– Это ошибочное мнение. Так, курение, в зависимости от количества выкуриваемых сигарет, повышает риск заболеть раком легкого в 5-25 раз! Отказ от курения, рациональное питание – реальный путь к снижению онкозаболеваемости. Кроме того, сейчас птицу, скотину кормят антибиотиками, гормонами, стимуляторами роста. В продукты питания добавляют красители, нитраты и массу других химических соединений. Нездоровое питание и приводит к тому, что мы сейчас подвержены раку значительно больше, чем наши предки.
У нас же считается, что если человек достиг «крутизны», то у него и компот должен быть с мясом. А преобладание овощей, фруктов в диете приводит к выведению из организма канцерогенных и токсических веществ, снижает риск заболеваемости раком желудочно-кишечного тракта.
Прискорбно видеть, когда мама кормит грудью, а рядом стоит бутылка пива, чипсы и сигареты. Говорят, что школьники умирают от уроков физкультуры. Разве виноват учитель? Нет, виновата мама, которая заложила в нем отсутствие здоровья.
– А в каком состоянии находится наша медицина в целом?
– До тех пор, пока «сильные мира сего» будут воровать, медицина будет прозябать. Вспомните о том, как вся страна по призыву Екатерины Ющенко собирала деньги на «детскую больницу будущего». Где эти 250 миллионов гривен?
Во Всемирной организации здравоохранения считается, что медицина в стране умирает, если на нее идет 3% от ВВП. У нас в первые годы независимости было 0,3%. Сейчас немножко лучше, но вы же видите… Ваши же коллеги журналисты пишут о том, как разворовываются средства, которые идут на медикаменты. По тендерам то, что можно купить за гривну, покупается за десять. Онкология же очень затратная отрасль медицины. Это и дорогостоящие, высокотехнологичные операции, и курсы химиотерапии, которые стоят десятки тысяч гривен. Государство же предоставляет многое, но не далеко все. Поэтому лечение онкологического больного иногда тяжким бременем ложится на всю семью.
– И как, на Ваш взгляд, можно поправить эту ситуацию?
– В первую очередь, нужно законодательно запретить нашим вельможам ездить лечиться за границу. Если бы все миллиардеры хотя бы часть награбленного «бросили» в медицину, то у нас бы она была такая, которой бы завидовали везде.
– А вот что касается кадров? У многих людей вызывает опасение, как сейчас учат будущих медиков.
– Преподавание в Запорожском медицинском университете идет на высоком и современном уровне. Но далеко не все зависит от профессорско-преподавательского состава и технической оснащенности вуза. Сейчас сложно заставить человека хорошо учиться, если у него неопределенное финансовое будущее. Трудно что-либо потребовать от врача, если он получает зарплату киевского дворника. Хирург не должен заботиться о куске хлеба. Он должен заниматься самообразованием, иметь возможность поехать за рубеж на стажировку. Осуществить это сейчас на зарплату врача практически невозможно.
– Что Вы скажете о запорожском онкодиспансере?
– Если говорить о нашем онкодиспансере, то в нем работают высококвалифированные доктора, среди которых пять кандидатов наук. На базе диспансера работают две кафедры онкологии – Запорожского государственного медуниверситета и медицинской академии последипломного образования. Они осуществляют подготовку по онкологии как студентов, так и врачей общелечебной сети, онкологов.
Онкодиспансер по нашим украинским меркам оснащен очень хорошо. У нас современное отделение интенсивной терапии, отличные операционные. Диспансер имеет все современное необходимое оборудование.
– Когда-то на одной из конференций Вы сказали: «Я каждый день вижу, как мои коллеги творят чудеса» и что за рубежом могут чему-то поучиться у нас. Прокомментируйте, пожалуйста!
– Когда-то проводилась оценка состояния онкологической помощи в мире, и Украина оказалась не на самом последнем месте в мире, несмотря на такое финансирование. У наших онкологов есть хорошие знания, богатый опыт и, главное, желание помогать людям.
Фото из архива Анатолия Шевченко
Источник: http://maryana-t.blogspot.com
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Марьяна Терещенко