Прошлая ночка выдалась бесспорно особенной и запомниться мне надолго. Не каждый день доводиться «любоваться» избирательным процессом изнутри. Хотя не «любоваться», наблюдать! Я – глаза и уши украинской демократии, а если без лишних метафор – официальный наблюдатель от Комитета избирателей Украины на округе №82 (г. Пологи Запорожской области).
Честно говоря, я тихонько радовалась, что волей случая попала в Пологи. Хотя бы потому, что это единственный населенный пункт из предложенных округов, кроме Зп, где я была до этого. Итак, первый плюсик. Второй же был в том, что меня, в отличие от ребят, без проблем зарегистрировали и выдали удостоверение. Однако, как говорится, рано радовалась. Ибо на этом плюсы округа №82 для меня закончились. Тяжела жизнь наблюдателя!
Радует, конечно, что накануне самого важного дня в этом году для страны мама напомнила, что Украина переходит на зимнее время. Ибо поспала бы я в последнюю ночь перед выборами аж на час меньше. А это, поверьте, было бы совсем некстати.
В общем, везли меня на окружную избирательную комиссию как королеву. Потому что в воскресенье утренняя маршрутка до Полог могла и не случиться. По крайней мере, так мне сказала не очень-то приветливая тетенька на автовокзале.
Ну вот. Приехали. Ровно в 6.45 стою я на пороге райсовета. Стою… и дергаю запертую дверь. Ни души! Комиссия еле-еле начала сходится к 7.30. Я же минут 40 стояла в коридорчике и ждала, пока уважаемые члены «зайдут» – короче, их же словами, «давала им возможность раздеться». Ну-ну!
Потом, записав, кто я и откуда, меня определили в холодный актовый зал и великодушно разрешили занять ТАМ любое место. Спасибо, конечно! Но у меня же гордое звание – НАБЛЮДАТЕЛЬ!! А раз так, я обязана НАБЛЮДАТЬ. Судя по всему, за паутинкой на голой стене зала… Хах, как бы не так!
Я не растерялась и пошла в кабинет, где красовалась надпись «Окружная избирательная комиссия». Стою себе такая с блокнотиком и ручкой под шкафом, не трогаю никого, наблюдаю… Все что-то там бегаю-копошаться, и тут откуда не возьмись: «Тю, а чо’ ви тут стоїте? Пішли б присіли, чи шо. Ми все одно чекаємо спецзв’язок. От почнеться засідання, ми вас покличемо». Ну, ладно, думаю. Заботливые какие. А чего я тут стою? Ответ, по-моему, очевиден. Наблюдаю же!
Стою-стою, а тут все 18 членов ОИК. Пойду-ка я, присяду. На совещание позовут ведь… Вернулась в актовый, а там все так же никого. Забежал парниша от Королевской, дама от одного из местных мажоритарщиков – и тишина!
А я-то наблюдать хочу… Посидела так минут 15, возвращаюсь, значит, а в кабинетике полно милиционеров. Спецсвязь приехала! Опять какая-то тетенька: «Нє, ну їй-богу, за добу ви ше настоїтеся. А тут бюлетені привезли. Чого вам тут стирчать?». Что-то я опять вопроса не догнала. Переспрашивать не стала. Решила уточнить, что там с началом совещания. А она мне с удивлением и таким лицом, как будто я секунду назад перед ней с Луны свалилась: «Так воно вже йде. Давно». Оказывается, меня развели! Непорядок!
И все же в суматохе удавалось услышать новости с участков: там кто-то где-то вовремя не открылся, там члена участковой избирательной комиссии не пускали на участок, там вебки не работают…
Заинтересовал разговор главы ОИК с одним из глав участков. Второй отказался приезжать за дополнительными бюллетенями. Г-жа Филипченко ему угрожала уголовной ответственностью, но он, по ходу, ее корректно послал на… хутор бабочек ловить.
Стою себе, записываю, а мне: «Шо ви стоїте в нашому кабінеті? Це ж нєкрасіво. Стоїте і фіксуєте робочу обстановку», – жаль, словами нельзя передать интонацию этой дамочки средних лет. Такие вопросы выбивали меня из колеи. «Шо» стою? Наблюдаю же!
Тут, откуда не возьмись, «трое из ларца» – какие-то грозные дядечки в костюмчиках. Кто такие? Подслушала, подсмотрела – СБУшники, оказывается. За ними наблюдать передумала, хотя краем глаза все же «секла».
Через минут 40, а это где-то в 9.45, людей в помещении ОИК стало значительно меньше. Члены разбрелись по своим делам. Остались, видимо, самые ответственные или же те стойкие.
Как раз в это время на участке появились наблюдатели от «Опоры». С ними стало веселее. Однако я не намеревалась сидеть с нормальными людьми в зале, вот бы в бой за государство и за честные выборы… Правда, в этот раз мне даже место для присесть нашлось. Сижу, слушаю, обстановку оцениваю…
На участке №174, например, наблюдателя от «Опоры» глава не пускает, фамилия типа с ошибкой. Бедный наблюдатель г-н Гинда!! Как его фамилию в этот день не коверкали…Где-то кого-то в список избирателей не включили, там наблюдатель требует справки тех, кто голосует «на дому», где-то на протоколах комиссии нет печатей, а вот на участке №444 бабушке Гале не дали проголосовать. К ней приехала комиссия, бабка начала искать паспорт, а они опа – и свалили, видите ли, ждать некогда. Бабка не растерялась, позвонила дочке в Пологе, и та мигом прибежала в ОИК. Крик, шум, но свое право бабушка Галя все же реализовала! Подумалось: вот бы молодежь так голосовать хотела… Но это мысли из другой оперы… Тут же наблюдение в самом разгаре!
Итак, я уже два раза отчиталась перед главой Запоржского КВУ – в 10.00 и 14.00 доложила обстановку.
И тут началось веселье… Сначала приехали канадские наблюдатели, потом 440-й участок, оказывается, не проштамповал бюллетени, а вот глава другого участка решил отметить торжественный день выборов и… немного клюкнул, по крайней мере, так сказали канадцы, а им я склонна верить. Впрочем, глава моей ОИК пропустила этот факт мимо ушей.
Зато пропускать меня куда-либо она не желала: «Скільки можна тут сидіти? Це робоча обстановка» – «Так я ж спостерігаю» – «За чим, мені цікаво?» – «За виборчим процесом» – «За яким виборчим процесом? Вийдіть з кабінету хоч на п’ять хвилин. Тут нічого не відбувається» – «Як не відбувається? Зараз же черговий обдзвон дільниць! Я ж вам не заважаю!» – «Заважаєте! (майже криком) Вийдіть з кабінету! Я через вас навіть кашлянути не можу (!!!) Ви ж жінка. Ще й молода… А ви… Сидите тут і заважаєте!», – на этом этапе я поняла, что конструктивный диалог нам с ней грозит. Поэтому с невозмутимым видом продолжила свое наблюдение, периодически жалуясь своим на горькую судьбу наблюдателя округа №82.
Теперь моя задача усложнилась еще больше. Члены комиссии, увидев меня на пороге, начинали говорить шепотом, а то и вообще замолкали. Стояло мне выйти, они закрывали перед моим носом дверь. К их счастью, не на замок))
А потом мой коллега-опоровец решил узнать нужную ему для отчета информацию, на что голова ответила, что она уже мне объяснила: «Якщо ви вже тут стирчите весь день і заважаєте нам, то хоч питань не задавайте!». Странно, конечно! Я-то подсознательно убеждала себя, что мы с ОИК работаем на одну цель – честные и прозрачные выборы… Святая наивность!)
В общем, наблюдение превратилось в маленькую войну с выгрызанием права наблюдать.
В 20.00 началось непрерывное заседание окружной избирательной комиссии – погасили бюллетени, которые глава участка отказался забирать, отклонили две поступившие жалобы и затаились ждать участки с бюллетенями.
Чудо свершилось в 22.55! Именно тогда приехал первый участок из Гуляйполя. Я даже радость почувствовала, будто прикоснулась к чему-то сакральному… Правда, это сладкое ощущение быстро прошло, когда я услышала о результатах… Коммунисты взяли первенство! Хотя… С такой явкой чему я удивляюсь?!
И пошли участки… Один за другим, один за другим. У многих случались оказии – те провтыкали и положили в оба пакета по два одинаковых протокола, тех вернули на уточнение, а других – на перепакование… Но в целом, ровненько, скучненько и без серьезных нарушений. Тут и нарушать не надо было – народ сам подписал себе… судьбу!
Это была самая длинная ночь в моей жизни! В итоге: сутки без сна в холоде и без кофе (не учла, что в Пологах его ночью купить негде), конфликты с членами комиссии, шалящие нервишки, неусыпная бдительность. Ради себя, успокоения совести и эфемерного «народа»!
Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Катерина Полякова