«Конец тура»: лучший биографический фильм 2015 года

the-end-of-the-tour-trailer-01В прошлом году на звание лучшего биографического фильма серьезно претендовала картина Дэнни Бойла об иконе века – Стиве Джобсе, которого очень интересно сыграл любимец публики Майкл Фассбендер. «Конец тура», напротив, не имел масштабной рекламной кампании и для широкой зрительской аудитории остался малоизвестным. Но именно элегичная история об ушедшем в 2008-м году культовом американском писателе Дэвиде Фостере Уоллесе показалась нам наиболее ценной из рассказов уходящего года о личностях в истории.

Дэвид Фостер Уоллес – американский писатель, который прославился тысячестраничным постмодернистским романом «Бесконечная шутка», который состоял сплошь из сносок. Внезапно свалившаяся на него слава не помогла Уоллесу перебороть депрессивные порывы, и в 2008-м году его нашли повешенным. За 12 лет до этого, после выхода уже названного романа, молодой писатель и колумнист журнала RollingStone Дэвид Липски выпрашивает у редактора право сделать интервью с Уоллесом – историю, которая, как уверен Липски, станет настоящей бомбой. После жизни бок о бок с гением материал Липски так и не сдал – диктофонные записи остались у него в архиве по личным причинам, и только после самоубийства Уоллеса он вернулся к ним, чтобы написать книгу об их времени, проведенном вместе. На этом истории и построен сюжет фильма начинающего режиссера Джеймса Понсольдта.

Отправившись не столько за материалом, сколько за встречей лицом к лицу с достигшем успеха писателем – тем, кем сам Липски так мечтает стать – он застает очень одинокого человека, которого хоть и притягивает, но безумно тяготит его слава. Уоллес абсолютно лишен писательского флёра – его речь не усыпана заумными оборотами, когда он не окружен книгами, он предпочитает отдаваться простым радостям – есть вредную пищу и гулять со своими псами, а главной зависимостью называет телевизор.

Зажатые в рамках одной журналистской истории, журналист и писатель занимают каждый свою сторону. Липски пытается доказать окружающим и оправдать свою теорию, выявив в Уоллесе гения, а тот, в свою очередь, всячески это скрывает, боясь превратиться в нелепую пародию на самого себя. Несмотря на традиционный пиетет перед местом в учебнике литературы, Уоллес старательно одёргивает Липски при каждом каверзном вопросе, ведь для него куда важнее остаться хорошим человеком в глазах окружающих, чем великим писателем в глазах потомков. Важнее, потому что именно это может примирить его с собственными же психозами.

Исполнители главных ролей: Джейсон Сигел, привычно комедийный персонаж, сыгравший Маршалла в «Как я встретил вашу маму» и более разноплановый Джесси Айзенберг, которого сейчас можно лицезреть в паре крупных проектов каждый год, будто всю карьеру шли к этим ролям. Амплуа неудачника с неумными амбициями, которого Айзенберг строил начиная с «Социальной сети» и заканчивая «Двойником», он смог закончить здесь. Сигел же, на фоне всего скептецизма к его актерским способностям, не вылезая из привычного диапазона простого парня  нашел именно своего героя, наряженого в бандану и похожего на Бабу-Ягу.

Сняв непривычный байопик, Понсольдт, возможно, прибегнул к небольшой подмене ценностей. Его Уоллес получился настолько своеобразным, что может затмить в общественном сознании образ своего прототипа, безусловно, не полностью похожего на картинный образ. Это может и плохо, но не у нас – ведь книги ни Уоллеса, ни Липски на русский и украинский не переводились. И если только в таком виде этот удивительный человек может пребывать в нашей памяти, значит, так тому и быть.

Автор: Никита Богданов