Фильм «Я, снова я и мама»: трагедия самоопределения и материнской любви (ВИДЕО)

В конце февраля комедия Гийома Гальенна под названием «Я, снова я и мама» получила премиию «Сезар» за заслуги в области французского кинематографа в 2013 году.

Если говорить простыми словами, это лучший французский  фильм минувшего года. Первое, на что, безусловно, стоит обратить внимание, – название фильма: «Я, снова я и мама», – так оно звучит в русской адаптации. Дословный же перевод – «Мальчики и Гийом, к столу!» («Les Garçons et Guillaume, à table!»). Именно эта фраза является драматической нотой, главнейшим кирпичиком сюжета.

Второе, что подкупило мой интерес, – тот факт, что режиссер картины и актер, исполнивший две главные роли в нем, – это талантливейший человек Гийом Гальенн, так что его харизма в этом фильме составила три в одном.

Главный герой Гийом стоит у зеркала гримерки, его зовут на сцену, где он – единственный актер. С его выходом начинается повествование о трагической комедии странного, трогательного, настоящего человека.

В семье Гийома никто не понимает: ни братья, которые не упускают даже малейшей возможности подшутить над ним, ни отец, которому трудно смириться с тем, что парень очень отличается от остальных сыновей, предпочитая игру на пианино спорту и женский круг общения мужскому. Никто, кроме его мамы, которая для него – богиня, идеал женщины и первый пример для подражания, причем в самом что ни на есть прямом смысле!

Говоря о матери Гийома (роль которой, как уже говорилось ранее, также исполнил Гийом Гальенн, – авт.), следует подчеркнуть, что это грубая («Приготовьте им фуагра и тосты с белым вином. Пусть подавятся!», так часто «радуется» приходу гостей раздражительная хозяйка дома, – авт.), достаточно безразличная, не склонная к нежности и особому проявлению эмоций женщина. «Мама у меня очень скромная, она не любит выставлять свои чувства напоказ… В ней есть лишь один недостаток: она постоянно в плохом настроении с тех пор, как я родился», – вот как рассказывает о своей матери главный герой.

Гийом слепо боготворит свою родительницу, а любимое занятие парня – подражать ей. Этим мастерством он владеет идеально: мимика, жесты, манера говорить, интонации и сам голос своего божества он передает искуссно, да так, что невозможно отличить от материнского. Кроме того, главный герой – такой фантазер, что воображаемый образ матери очень часто является ему на протяжении всего фильма, где бы он ни был. У меня сразу же возникли параллели с шедевральной кинокартиной «Психо» (1960) Альфреда Хичкока, в которой одержимость героя сущностью своей матери изображена как психическая болезнь.

Что любопытно, на протяжении фильма Гийом подражает не только матери, но и всем женщинам своей семьи и окружения, например, он смело смешивает образы мамы и бабушки, легко пародируя голоса женщин! Вообще он – мастер коллекционирования женских уникальностей, для него женщина – божество, в каждой есть своя изюминка и нечто особенное. Как выражается сам Гийом, «я изучил всех женщин, и мое сердце забилось в унисон с их сердцами».

Гийом – настоящий артист, у него потрясающе развита фантазия. И все бы хорошо, если бы не одна деталь – герой настолько вошел в этот женский образ, что живет с абсолютной уверенностью, что он девочка. Так, когда в Испании на танцевальном празднике Гийому говорят, что он танцует, как девушка, тот восторженно реагирует: «Ты не представляешь, как обрадуется моя мама».

Даже когда мать зовет Гийома обедать, она кричит: «Мальчики и Гийом, к столу!», – чем главный герой не менее горд.

Интересно, что всех членов семьи, кроме отца, эта ситуация вполне устраивает: братьям есть над кем поиздеваться и посмеяться, у матери есть «любимая дочка» (да-да, к Гийому она обращается «моя дорогая», – авт.), с которой она ходит в парикмахерскую и которая обожает красить губы и наряжаться. «Не знаю почему, но он не хочет, чтобы я был девочкой, из-за него мама мне покупает мужскую одежду, чтобы его не сердить», – жалуется главный герой на отца.

Но однажды Гийом зашел в своих фантазиях настолько далеко, что отец, и без того делающий попытки пресечь его страсть к женским увлечениям и перевоплощениям (он вошел в комнату Гийома, который как раз представлял себя и мать в образах средневековых дам, – авт.), в конце концов отправляет горе-сына в пансионата для мальчиков, где над несчастным издеваются из-за подозрений в гомосексуализме.

Но к счастью для нашего героя, родители решают перевести его в новый пансионат в Англии, где он чувствовует себя почти комфортно. Парень и спорт совершенно несовместимы, как и остальные мужские занятия, зато он успешно справляется с партией в женском хоре (кстати, исполнение легендарной «We Are The Champions» у хора получилось весьма эффектно, – авт.). В этом пансионате над Гийомом никто не издевается, и, как ему кажется сначала, здесь он встречает свою первую любовь – парня по имени Джереми.

К сожалению, «любовь» героя оказывается неразделенной: у Джереми есть девушка, в чем Гийом убеждается на соревнованиях по плаванию, в которых тот становится победителем. Происходит очень яркая в психологическом плане сцена: Гийом с разбитым сердцем падает в бассейн, и все его разочарования, его боль очень ярко изображаются в сценах под водой, где его обессиленное тело опускается ко дну (этим сильнейшим акцентом на психологизме сцена напомнила финал фильма «Самый лучший папа», единственное, что Робин Вильямс испытывал чувства освобождения и счастья, в отличие от Гийома, – авт.). Затем наш герой пытается выплыть наружу, чему поначалу препятствует чья-то рука, и зритель видит Гийома в бассейне у своего дома. Нужно сказать, что этакое «слияние» сцен в фильме, интригующие переходы, быстрая смена обстановки, в которой находится Гийом – главная изюминка этой однозначно неформатной картины.

Итак, выйдя наконец из бассейна, он предается «сочувствию» матери: «Если брат пытался тебя утопить – это еще не повод так убиваться». Но ее бесхребетность, впрочем, как и всегда, совершенно не смущает Гийома, и он рассказывает матери о своей несчастной любви, на что та, акцентируя на нетрадиционной ориентации сына, бесстрастно и практически без эмоций  заявляет: «Некоторые из них живут вполне счастливо».

Как раз этот момент для меня был самым напряженным с эмоциональной точки зрения: Гийом оказывается на сцене и обращается в темный зал: «Я же не гомик, я твоя дочь, которой нравится мальчик!», на его глазах слезы, он не может понять таких обвинений в свой адрес, он разбит. И это вовсе не комическая сцена. Здесь показаны боль, шок, запутанность, отсутствие ответа на главный вопрос: «Кто я?». Это страшно.

По совету тети Гийом решается открыть перед собой занавес, скрывающий его сущность. Но ответ оказывается самым непредсказуемым, когда на девичнике у его подруги произнесли слова: «Девушки и Гийом, к столу!». Так главный герой наконец-то понял, кто он, и был счастлив своему открытию: «Мама, я хочу поставить спектакль о мальчике, который считает, что он натурал, хотя вся семья постановила, что он голубой», – вот что сообщил искренний Гийом своей матери. В скором времени он женится, он любит и любим, и это для его родительницы исчерпывающее доказательство того, что сын не гомосексуалист. Но в этом и трагедия для женщины, ведь подсознательно она всегда боялась, что ее сын полюбит другую женщину больше, чем ее, и она осознает, что они с ним очень долгое время играли в дочки-матери, а Гийом был рад хотя бы этим отличаться от братьев!

Обращаясь уже к полному залу, в котором сидит его мать, в своей трогательной речи Гийом говорит, что не злится на нее, наоборот, он глубоко благодарен ей за то, что именно благодаря ей он научился слушать, понимать и насолько любить женщин.

Скажу откровенно: фильм поразил, растрогал, многие сцены вызвали переживания, сочувствие, заставили проникнуться роком интереснейшего во всех смыслах персонажа. В некоторых сценах на глаза наворачивалась слеза, во многих сценах я улыбалась, но ни одна не оставила меня равнодушной.

10 из 10!

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Екатерина Дарная