Доллар пал. Пала и цена ответственности. Еще несколько месяцев назад негодяи, препятствующие законной деятельности журналистов, могли не просто потерять свободу на полгода, но и заплатить штраф от 850 (106 у.е.) до 3400 гривен (425 у.е.). Сейчас «умышленное препятствование» в пересчете на доллар обойдется нарушителю всего в 53 и 212 у.е. соответственно.
Безусловно, для журналистов наличие такой принципиальной статьи в уголовном кодексе крайне важно и полезно, однако предусмотренное наказание не в свете последних событий выглядит как ортодоксальное пугание бабаем неугомонных детей перед сном.
Вот не зря бытует мнение: если хочешь сделать так, чтобы больше не попросили, выполни просьбу так, чтобы второй раз неповадно было обращаться. Похоже, этот принцип применим и здесь. По форме мы имеем надежно защищенных журналистов, но как только дело касается дела, кажется: лучше не связываться. Спасибо, конечно, Титушко. Он и дело по защите от него журналистов немного изменило расстановку сил. Однако, с того времени кое-что изменилось. А мы, по-прежнему, живем в условиях микроскопического штрафа за основополагающую свободу своей деятельности – свободу ее реализовывать. И сейчас приходится убеждать милиционеров открывать уголовное дело именно по статье «Умышленное препятствование профессиональной деятельности журналиста». И сейчас не все дела доходят до судов, но когда доходят и завершаются, хочется обняться и оплакать нашу оцененную в 850 гривен безопасность и защиту прав. Правда, медиа-юристы напоминают о том, что любой виновный по этой статье получает в автобиографию судимость. В какой-то степени, это сатисфакция. Но только в какой-то.
Действительно, вдохновило последнее запорожское разбирательство по 171-й статье против представителя кредитного союза, который, возможно, в порыве сильных чувств, но применил грубую физическую силу в момент, когда съемочная группа ТРК «Алекс» пыталась выполнять свою работу. Он попробовал даже отобрать у журналистов отснятый материал. Потом случилось типичное: в чем-то неофициальная просьба милиционеров не открывать дело по 171-й статье, ограничиться хулиганством и т.д. Правда, бескомпромиссность журналистки довела до конца уголовное дело. 13 января 2015 года суд признал обвиняемого виновным именно по этой статье. Правосудие восстановлено. Необузданный обвиненный извинился перед журналистами и заплатил штраф в 53 у.е. Прокуратура отчиталась и заработала несколько положительных баллов в общую прокурорскую карму.
Кстати, прокуратуре очистка кармы не помешает. Запорожские журналисты с некоей обреченностью шутят: скоро мы будем отмечать год бездеятельности прокуратуры. Приближается 26 января, когда в Запорожье год назад цинично разогнали Майдан. Тогда пострадало 11 журналистов. Их били, арестовывали и разбивали аппаратуру. Но до сих пор ни одно дело не доведено до конца. Наверное, сложная политическая подоплека мешает, но такие действия обесценивают репутацию прокуратуры так же, как обесценивается доллар и защита государством журналистов.