«Generation П»: смотрите с третьего раза

К сожалению для себя самого и на потеху интеллектуально-просвещенному и начитанному слою общества, я отношусь к людям, которые не читали романы Виктора Пелевина. Так иногда случается, и ты часто упускаешь культовые вещи, по ряду не зависящих от тебя причин. Но говоря о фильме «Generation П», это, возможно, и к лучшему.

Уже появился ряд рецензий от всевозможных кинокритиков, чье внимание уделяется не как фильму, а как факту того, насколько этот фильм хуже книги, возможно, забывших о том, что книги в современном обществе читают далеко не все. И все «не все» вряд ли побегут после просмотра в книжный магазин, чтобы понять, что хотел сказать Пелевин, и чего не смог показать Гинзбург. Поэтому оценка фильма от «персонажа со стороны», может, и к лучшему: с другого ракурса предмет может показаться иной формы.

В первую очередь, стоит отдать дань уважения Виктору Гинзбургу. Взяться за экранизацию чего-то, не связанного с фамилией Донцова, трудиться над фильмом около пяти лет, собрать практически всю русскоговорящую актерскую элиту, постараться обойти банальное и повседневное – это многого стоит. Конечно, есть проблема в том, что поймут увиденное далеко не все, но если хочешь делать фильм культовым – все его понимать и не должны. Не всем такое кино может понравиться (я удивляюсь, как российский Госнаркоконтроль его не запретил) и не для всех это кино будет актуальным (поколение Пепси давно подросло, а для поколений новых увиденное может показаться чем-то невообразимо старым). Но от этого никуда не деться и каждый для себя решит, плеваться ему после фильма или начать раскалывать скорлупу, за которой спрятаны тайны мироздания в форме ореха. 

Сначала от «Generation П» хочется ждать сходства с другим популярным фильмом про криейтора – «99 франков». Казалось бы, тема рекламы и рекламиста, что пачкает руки в луже брендов и раскрыта и там, и там. Однако если герой «99 франков» Октав зациклен, скорее, на любви чем на рекламе, то герой «Generation П» Вавилен окунается не только в рекламу, но и невообразимые политические манипуляции, которые к концу фильма становятся, минимум – скучны, максимум  – непонятны.

Первые 40 минут – это подобие «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Беспрерывный наркотический угар, в котором чередуются марихуана, мухоморы, ЛСД, кокаин приводящие к беседам с Че Геварой, и прочим странностям которые лучше один раз увидеть. И если «Страх и ненависть» полностью построен на наркотических припадках, то в «Generation П» сумели вовремя остановится и свести наркотики к минимуму (если кокаин считается минимумом), от чего становится скучновато. 

Скучновато становится и от осознания того, что в фильме, где события начинаются в 90-х, акцентирования этих самых 90-х избежать не удалось. Нам снова суют в лицо заезженные темы рэкета и разборок, приводящих к смерти. Понять течение времени в «Generation П» иногда тоже сложно: узнать о том, в каком году происходят события на экране, можно только по рекламе и брендам, одежде и мебели, увеличивающимся постепенно телевизорам и уменьшающимся мобильным телефонам. В конце чувствуется, что хронология добралась к тому времени, в котором мы находимся сейчас, но как близко – определить тяжело.

Именитые актеры сменяют друг друга, не успев надолго задержатся. При этом чувствуется, что герои, которых они играют, намного важнее, чем это удалось показать режиссеру. Точно также появляются и исчезают всевозможные символы вроде зеленого шара или загадочного ока, однако значение большинства из них может остаться загадкой. Вообще, в какой-то момент можно понять, что все происходящее на экране это сплошная загадка, разгадку которой никто не подскажет даже тогда, когда пойдут титры. Вот в такой момент и жалеешь о том, что не прочитал книгу.

Стоит отметить, что в России в хорошем смысле подобного не снимали давно. Оригинальность сюжета, чуточка наркотического безумия, абсурда и сюрреалистичности делает фильм независимым и сторонящимся от всего того что предлагает Россия и Украина своему зрителю. Конечно, можно сколько угодно кричать, что Гинзбург не смог перенести книгу на экран полностью, однако с экранизациями романов проблемы возникают всегда. И по возможности, если «Generation П» не был вами понят до конца с первого раза – посмотрите второй и третий. Мне помогло.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Федор Попадюк