Журналист телеканала СТБ и медиа-тренер Ольга Симанович: «У репортера слишком много людей вокруг, слишком много информации и порой закипает голова»

Журналист и медиа-тренер Ольга Симанович семь лет проработала на СТБ в программе «Вікна-Новини», а с прошлого года пишет сценарии для реалити-шоу «Вагітна у 16». По образованию она филолог. Как медиа-тренер Ольга  специализуется на видео- и фотосъемке. А в Запорожье приехала, чтобы провести тренинг со студентами, участвующими в проекте «Создание мультимедийной лаборатории для получения навыков работы с мультимедийными инструментами начинающими журналистами» при поддерже МФ «Возрождение». «Пороги» поговорили с Олей о ее журналистской стезе и саморазвитии.

– Ольга, по образованию вы филолог. Как вас занесло в журналистику?

– Я работала на кафедре в университете и давала частные уроки греческого языка. Одна из моих учениц попросила помочь с проектом на телеканале «КРТ». Им нужен был редактор, который ездил бы с ними по монастырям Греции и писал сценарии для программы. Пока программу еще не начали снимать, меня оправили в информотдел новостей. Как-то на свободной неделе я попросила микрофон – захотелось себя попробовать на съемках. Но мне сказали, что уже есть один практикант. Нам, как новичкам, устроили соревнование – чей репортаж будет лучше, тот и покажут в эфире. Я выиграла, и вскоре перешла с редакторской должности в журналистскую команду.

– С чего начали свой путь в программе «Вікна» на СТБ? Как туда попали?

– После выборов 2004-2005 ньюзрум канала «КРТ» перевели из Киева в Донецк, да и формат стал мне неинтересен. Соответственно, начала искать себе другое место работы. Пришла на телеканал СТБ, абсолютно никого не зная, с улицы, обратилась к главному редактору новостей Юрию Горбаню со словами: «Возьмите меня к себе! Я хорошая!» Тогда канал как раз искал новый формат «Вікон». Команду СТБ возглавил Владимир Бородянский. Ему все было интересно, он организовал занятия для журналистов и вместе с ними их посещал. Меня, как стажера, тоже допустили к тренингам, которые вел Евгений Федченко. После этих тренингов им, видимо, уже было жалко меня отпускать (смеется).

– В чем, по-вашему, сложность работы репортера или, наоборот, ее преимущества?

– Преимущества в том, что у тебя есть возможность знакомиться с разными людьми, разными местами, узнаешь много нового, эта работа постоянно заставляет быть в тонусе, все время искать что-то и расширять свой кругозор. А сложности… Наверное, тоже самое – слишком много людей вокруг, слишком много информации, иногда закипает голова (смеется).

Но сейчас в новостях еще одна трудность – все стараются поменьше трогать власть, политику, из-за этого сложнее искать животрепещущие темы. Кто-то уходит к лайфам, портретам, историям интересных людей, а кто-то – в криминальную хронику.

– То есть, новости переформатировались?

– Да, они более развлекательные, стремятся к формату шоу – напугать, удивить, развлечь.

– На данный момент вы работаете сценаристом проекта «Вагітна у 16». Таким образом вы решили сменить амплуа? И почему именно этот проект?

– Пока я не вижу новостей, в которых бы мне хотелось работать. Когда я работала в «Вікнах» под руководством Алексея Мустафина, мне нравились и команда, и формат. Мы искали другие ракурсы тех же событий, которые показывают все. «Вікна» смотрели даже наши коллеги. Когда я приезжала на съемки, где было по 20 камер, слышала, как операторы других телеканалов общались между собой и старалися угадать, как именно покажет событие «СТБ». Это меня подстегивало.

– Какие особенности работы журналиста на реалити?

– Пожалуй, изначально это не чистой воды журналистика. Тут много психологии. К тому же на реалити журналисты – тонкие дипломаты. По сути, они собирают информацию о частных лицах, и используют ее с целью привлечения аудитории. Зачастую, герои реалити во время съемок рассказывают друг другу секреты, которые скрывали годами. Задача журналиста вывести героев на такие откровения, где-то даже «стравить» их между собой. Ведь зрителю интересны конфликты и скандалы.

– Насколько журналисту, работающему на телеканале, нужно владеть монтажом и операторским искусством?

– Сейчас на всех крупных телеканалах журналисты делают предмонтаж, а вот съемку предоставляют профессионалам. Максимум, что делают корреспонденты – это, если оператора не впустили в Верховную Раду или КабМин, берут камеру и просят других операторов ее правильно выставить, чтобы поснимать «говорящее головы». Да и вообще телевизионная камера – это особый девайс. Чтобы ею пользоваться, нужно пройти дополнительный курс обучения и иметь неплохую физическую форму.

– В свое время вы оканчивали курс DFJ (Digital Future of Journalism). Каковы ваши впечатления?

– В первую очередь, меня поразил большой коллектив людей, которые всем интересуются и много знают. Даже общаясь со слушателями курса, выполняя задания в группах, можно было узнать немало нового.

– Что запомнилось из курса больше всего?

– Не буду кривить душой, конечно, поездка в США (смеется). Мы были недалеко от Сан-Франциско в газете «Orange Register», которая также является большим интернет-порталом. Так вот, меня поразило, что они для всех платформ (газета, интернет, мобильные телефоны, iPad) провели летучку за 10 минут, и при этом распланировали верстку на неделю. По ходу обсуждения все записывали и транслировали на экране. Как только летучка закончилась, редакторы разбежались по огромному, как футбольное поле, ньюз-руму, поставили задачи репортерам, и начали работать. Минимум болтовни – максимум дела.

– Как вы сейчас развиваете свои навыки?

– Сейчас я больше развиваюсь как медиа-тренер. После того, как прошла курс для тренеров от Internews-Network, стараюсь совершенствовать свои навыки. Составляю новые программы, изучаю интересные курсы, отслеживаю онлайн-публикации, связанные с различными медиаформатами, видео и монтажом.

– С какими трудностями сталкиваетесь во время проведения тренингов?

– Это разношерстность аудитории. Я бы делила участников тренинга еще на этапе набора на группы, согласно их знаниям и умениям. Еще нередко возникают проблемы технического плана, поскольку значительная часть того, что  я хочу показать, связана с интернетом. И если сеть пропадает, я оказываюсь как без рук, и тогда бывает психологически сложно собраться и перепланировать программу на ходу.

– Что вы можете пожелать молодым журналистам?

– Не останавливайтесь! Все время ищите что-то новое, пробуйте, ни в коем случае не опускайте руки!

Фото из личного архива Ольги Симанович и телеканала СТБ

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Катерина Полякова