Переселенці з зони АТО в Запоріжжі: народилася перша дитина, а дорослі просять державні прапори

Відкриття незалежної регіональної медіа-платформи у Запоріжжі та області ГО «Запорізький Медіа Центр» відбулося 24 червня. «Громадська організація «Запорізький Медіа Центр» створюватиме умови для публічного й відкритого діалогу влади, громадськості та ЗМІ. Відтепер всі важливі події, новини й питання міста, району або населеного пункту з’явиться можливість обговорювати за допомогою відкритої медіа платформи або в прес-центрі «Запорізького Медіа Центру», – заявила керівник новоствореної організації Тетяна Орлова.

Необхідність подібної платформи в Запоріжжя також підкреслили керівник «Кола народної довіри майдану» Наталка Дідик, керівник південно-східного напрямку українського кризового центру Іветта Делікатна та громадська діячка, керівник громадського комітету Ірина Лєх.  

Першу прес-конференцію Медіа Центру присвятили переселенцям із Донбасу в Запоріжжі й області, де слово взяли представники громадських кіл, які опікуються переселенцями, серед них Анастасія Голікова, Юрій Хохлов та голова Запорізької обласної організації Червоний Хрест Костянтин Сілін. Спікери відзвітували про виконану роботу, а також розповіли про проблеми, які наразі постали перед ними. Крім того Юрій Хохлов, котрий відповідає за трансфер біженців із Донбасу та Луганську, повідомив, що їхня організація перевезла до Запоріжжя вже 100 переселенців.

«Порогам» пощастило ближче поспілкуватися з керівником координаційного штабу для біженців у Запоріжжі Анастасією Голіковою, яка відповіла на наші запитання.

– Расскажите, чем занимается ваша организация?

– В общей сложности пошла уже четвертая неделя наших стараний по расселению и обустройству быта для вынужденных переселенцев из Донецкой и Луганской областей. Я представляю волонтерскую инициативу. Мы не объединены ни с одной из других общественных организаций в юридическом плане. Грубо говоря, мы просто люди, которые собрались вместе и просто делаем то, что считаем нужным. Работа наша строится следующим образом: первый этап – вывоз людей (его курирует Юрий Хохлов и «Автомайдан Єдності»), далее есть официальный штаб на базе Красного Креста, который создала облгосадминистрация, и есть реабилитационный центр, где люди проходят первичную регистрацию и оттуда их расселяют по местам жительства (общежития, квартиры и дома, которые предоставляют запорожцы и различные организации). Чем конкретно занимается наш штаб: сначала мы обнаруживаем беженцев, потом помогаем людям обустроить быт. Люди уезжают впопыхах, часто забывая самое необходимое. Мы предоставляем им бытовую химию, одежду, обувь, формируем продуктовые соцпакеты. У нас есть волонтеры, которые занимаются медицинским обслуживанием, есть отдельное направление по психологической поддержке.         

– Получает ли штаб поддержку от государства?

Сказать, что государство нам не помогает, было бы неправильно. Может быть, оно помогает недостаточно, не так много, как нам бы хотелось. Но надо отдать должное службе соцзащиты и службе по делам молодежи, которые закрепили специалистов за каждым компактным поселением. Государство еще раз напомнило всем лечебным учреждениям города о том, что человека обязаны обслужить. И, насколько я знаю, сейчас нареканий на то, что кто-то у кого-то требовал деньги, нет. У нас уже родился первый ребенок, мальчик, неделю назад. На разном сроке беременности еще до десяти беженок. Мы знаем, что все они получат надлежащее обслуживание. Пенсионный фонд помогает переоформлять пенсии, со следующего месяца переселенцы-пенсионеры уже начнут ее получать. Это из хорошего.

А теперь о проблемах, в которых участие власти могло бы быть более эффективным. Болевая точка – расселение. Фонд коммунальных общежитий не безграничный и уже заканчивается. На Кичкасе выделили помещение, где будет обустроен центр пребывания беженцев до того, как они найдут себе жилье. Государство могло бы быть более активным в сотрудничестве с крупными предприятиями, которые могут обеспечить беженцев работой и жильем. Не хватает даже временного жилья по типу летних лагерей или баз отдыха. Частично сейчас расселение есть в Бердянске, но это больше для детей. Поэтому наши коллеги проведут диалог с аграриями, чтобы направлять беженцев в сельские массивы для жительства и работы. Большая проблема по временной регистрации: нет прописки – нет некоторых социальных выплат. Проблематичным есть вопрос детских садов и школ.

Говорят, что многие беженцы на самом деле поддерживают не Украину, а Россию. Были ли у вас такие случаи? 

– Лично я не сталкивалась с такими людьми, которые в открытую поддерживали бы Россию. Когда люди заходят к нам в офис, то видят большие флаги Украины и работников в футболках «Запоріжжя – це Україна». Они понимают, что здесь показывать предпочтение российской стороне не очень уместно. Но помощь принимают все, вне зависимости от взглядов. По крайней мере, пока. Да, у нас был человек, который не захотел брать спортивный костюмчик с украинской символикой, но это его личное дело. В любом случае данные о мужчинах мы передаем в военный комиссариат, если у нас вдруг возникают сомнения, проблемы или просто для постановки на воинский учет. Я фиксирую для себя позитивные тенденции, что люди с первой партии переселенцев попросили флаги Украины. Они получили их в достаточном количестве.

Мы помогаем беженцам не только в материальном плане. Люди выезжают на экскурсии по городу, в конный театр, в Хортицкий музей. Даже пройдясь по нашему офису, понятно, что Запорожье – это Украина, странно, что на Донбассе другая точка зрения.

– Многие ли захотели устроиться на работу?

– Да, есть люди, которые однозначно настроены работать. Но есть и проблемные семьи, остросоциальные, как мы их называем, которые не планируют этого делать. Со своей стороны мы заявляем, что мы не собираемся кормить всех постоянно. Люди к нам через каждые два дня приходят и спрашивают: «А когда будет следующая поставка продуктов?». Мы говорим: «Через 2 недели, а вы вообще в центр занятости сходили?». То есть мы их со своей стороны тоже подпихиваем, потому что от этого синдрома иждивенчества очень сложно избавиться. Наши функции поставить людей на ноги, и чтобы они дальше шли сами.

Матеріал взято із старої версії сайту «Пороги».
Автор : Марина Ботнарева