Запорожская область примет участие в постройке оборонительных сооружений для Донбасса
Апрельские изменения в годовой план закупок большинства облгосадминистраций (далее – ОГА) тут же вызвали пристальное внимание со стороны общественности и СМИ – предмет с многомиллионной стоимостью закупки, «Строительство инженерных сооружений с целью укрепления обороноспособности государства», резко выделялся на фоне утилитарных потребностей в свете, воде и связи. Не исключением стала и Запорожская область, где на фортификации из госбюджета выделено 62,7 миллиона гривен. Заметим, что Запорожская область, наряду с Днепропетровской, готовится заключить самые крупные контракты со строительными фирмами – на 62,7 и 62,9 миллионов соответственно.
Где и какие сооружения планируют возводить, в каком количестве и, главное, за чей счёт (ведь 60 с лишним миллионов для Запорожского бюджета сумма немаленькая)? Сайт госзакупок почти никакой ясности в вопрос не внёс: в формуляре не были указаны ни источник финансирования, ни даты начала и окончания тендерных торгов, ни объем самого заказа. Зато уже было определено предприятие-победитель – «Южспецстрой», с предложением в 55,5 млн, почему-то не имевшее конкурентов, и обозначено, что фортификации предназначаются для Донецкой области. Также неожиданно в списке документации не обнаружилось технической составляющей тендера, кроме одного документа под названием «Аргументация закупки у одного участника». Словом, вопросов осталось больше, чем ответов.
На запрос в Запорожскую ОГА о количестве и вообще определении инженерных сооружений, мы получили ответ, что предоставление информации требует обработки значительного количества данных, потому был установлен максимальный срок рассмотрения запроса.
Но через 20 дней в ОГА прозрели, поняв, что значительные по количеству данные лежат под грифом «Для служебного пользования», потому не могут быть предоставлены нам.
Теперь о финансировании. Согласно постановлению Кабмина от 18 марта 2015 года подписанному Президентом в начале апреля, из резервного фонда госбюджета на счет Министерства обороны должно быть переведено 850 миллионов гривен, а областным госадминистрациям передана часть полномочий Минобороны, в частности, функции заказчика в строительстве инженерных сооружений. Параллельно были внесены существенные изменения в 39-ю статью Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», которая говорит о возможности осуществления закупок без длительных торгов и у одного участника в исключительных случаях. Изменения значительно ускоряют и упрощают проведение самих тендеров в «особый период», а в список исключений для закупки у одного участника добавлен пункт 3-1: «об уменьшении сроков проведения конкурсных торгов». Последний, однако, потеряет свою силу 1 августа 2015 года, когда планируется возвести все фортификации. Глава профильного комитета Верховной Рады Сергей Пашинский, агитировавший депутатов поддержать законопроект, в качестве аргумента заявил, что «при действующем законодательстве укрепления будет построены в лучшем случае в июле, но ни у кого нет договора с Путиным, что наступления до июля не произойдет». Сейчас можно констатировать, что даже с принятием указанного законопроекта строительные работы закончатся «в лучшем случае в июле». Вдобавок, 25 мая 2015 года Министерство инфраструктуры издало указ, который предписывает установление скидки на перевозку грузов железнодорожным транспортом для выполнения постройки инженерных сооружений с целью укрепления обороноспособности государства.
Узнать же, что собой являют сооружения, помимо общих фраз о «сотнях блиндажей и окопов, десятках опорных пунктов и огневых сооружений», помог случай. После публикации материала о блокпосте стоимостью 2,5 млн гривен на сайте «Наші Гроші», пресс-служба Минобороны выступила с заявлением, в котором обозначила, куда и как будут расходоваться бюджетные средства. По их словам, фортификация действительно стоит около 2,5 млн, но это не блокпост, а огневой опорный пункт – сооружение куда более масштабное и совершенное. Занимать он должен 40 га, а на его возведение необходимо 42 тонны арматуры различного размера, десятки тонн бетона, 35 кубометров кругляка, 450 кубометров доски, 90 готовых железобетонных конструкций и др. Построить планируют 300 опорных пунктов, из них Запорожская ОГА отвечает за 23. А вот кто будет отвечать за опорные пункты после возведения и содержать их – пока не решено.
Отметим, что у 40-кагектарных опорных пунктов была альтернатива в лице мобильных американских бастионов Hesco, которые длительное время планировались к отправке в Украине, но, в конце концов, были отвергнуты Министерством обороны ввиду «дороговизны». В итоге, как видим, пока выбор был сделан в пользу отечественных фортификаций. К слову, подобное решение может быть кстати украинскому рынку инженерных сооружений, который, по данным Госстата, в 2015 году обвалился на 40%.
Судить на данный момент о степени завершенности работ сложно: слишком уж противоречивые новости поступают из разных источников. Министр ЖКХ Зубко говорил о намерении закончить строительство в мае, Генштаб сообщает, что 95% первой линии сооружений, за которые ответственны ВСУ, в полной боевой готовности, а вторая и третья линии отданы на откуп строительным предприятиям, с которыми договаривались непосредственно облгосадминистрации. По новостям от, например, Житомирской и Харьковской ОГА, деньги от Минобороны на расчетные счета поступают исправно и в срок, и никаких препятствий для работы нет. Госархстройинспекция зарегистрировала уже около 200 деклараций на начало строительства инженерных сооружений, которые она «оперативно одобряет на благо государства». Вместе с тем, Порошенко объявляет выговор губернаторам Закарпатья и Донецкой области Губалю и Кихтенку за «недостаточно оперативную работу по обеспечению обороноспособности государства», а народный депутат Егор Соболев и вовсе заявляет, что, к примеру, фортификация Мариуполя на 90% существует только на картах.
Губернатор Запорожской области Григорий Самардак дважды посещал зону АТО для личного контроля хода строительства и оба раза остался довольным, заявив, что Запорожский край выполняет работы в полном объеме и в удовлетворительном темпе, позитивно оценив качество работы запорожской бригады, которая насчитывает 300 человек и 50 единиц техники.
Однако, на просьбу прокомментировать ход строительства в запросе на имя Самардака мы опять получили стандартный ответ от его заместителя Кархачова о том, что это засекреченная информация, что почему-то не мешает главе области комментировать ход строительства собственной пресс-службе.
Подрядчиком Запорожской ОГА выступит местное общество с ограниченной ответственностью «Южспецстрой» (не путать с крупной строительной харьковской фирмой). «Южспецстрой» – фирма, зарегистрированная в госреестре в 2007 году, в то время как на сайте предприятия годом «начала успешной работы» указан 2000-й. Принадлежит фирма запорожцу Сергею Моисееву и харьковчанину Станиславу Можевитину, оба они внесли равные взносы в уставной капитал размером в 420 тыс. гривен. Однако, например, в 2012 году издание «Комментарии» публиковало новость о выигранном «Южспецстроем» тендере на ликвидацию оползня в Днепропетровске, и «учредителями фирмы с уставным капиталом в 40 тыс. гривен были Владимир Холевой и тот же Сергей Моисеев». В Запорожской ОГА аргументировали свой выбор довольно блеклыми формулировками о том, что «Южспецстрой» более пяти лет работает в строительном бизнесе, а также имеет технику и сотрудников и регулярно платит налоги. Что касается строительных объектов, к которым имеют отношение в «Южспецстрое», то, в резюме, только в нашей области это: Запорожская АЭС, «Днепроспецсталь», «Запорожсталь», «Запорожогнеупор», «Запорожский завод металлоконструкций» и судостроительный-судоремонтный завод. Также «Южспецстрой» имеет лицензию на возведение архитектурных объектов и работу повышенной опасности. В попытке достать сведения о работах, мы связались с директором предприятия Моисеевым, но последний назвал всю информацию засекреченной, отправил нас в облгосадминистрацию, а сам бросил трубку.
Проектными работами занимался проектный институт с почти семидесятилетней историей «Запорожский промстройпроект», на его деятельность еще в начале апреля были выделены 750 тысяч гривен из областного бюджета на проектно-сметную документацию для строительства оборонительных сооружений. Согласно проекту, утвержденному Самардаком в середине мая, строительные работы должны быть завершены в течение полутора месяцев, то есть аккурат к концу июня.
Отметим, что журналисты уже заподозрили в не очень честной игре, например, облгосадминистрации Днепропетровска и Киева. В первом строительными работами займется «Рубикон-Монолит», часто выполняющий проекты на заказы одного из лидеров группы «Приват» Геннадия Боголюбова, а киевское коммунальное предприятие «Жилинвестстрой-УКБ» имеет «пагубную привычку» отдавать тендерные миллионы фирмам, принадлежащим партнёрам руководителя. Руководство «Южспецстроя» в скандальных связях журналистами не значилось.
Постановление о внесении изменений в указ Кабмина об усилении обороноспособности государства, о котором мы говорили в начале материала, требует от областных госадминистраций подачи отчётности Министерству обороны об использовании бюджетных средств до 1 июля 2015 года. Тогда и можно будет судить о реальном или мнимом усилении обороноспособности страны. А итог работы, в которую в большей или меньшей степени были вовлечены все области страны может стать лакмусовой бумажкой для местных органов власти в перспективе пресловутой децентрализации.
PS. В одном из интервью, отвечая на вопрос об оборонительных сооружениях Григорий Самардак сказал, что на сегодня половина объектов уже сданы, и все они получили высокую оценку.
Кстати, по словам главы Днепропетровской ОГА Валентина Резниченко, по завершении строительства линий фортификационных сооружений в Днепропетровской области, строительная техника и бригады, задействованные там, были переданы в помощь Запорожской области, где соответствующие работы продолжаются.
Авторы: Мария Стрельцова, Никита Богданов